Французский кинематограф 80-х

В 1985 году журнал деловых кругов «Фильм Франсе» провел несколько «круглых столов» на тему «Кризис французского кино». В 1987 году еженедельник «Ле Пуэн», по сути дела, продолжил этот разговор. «Кризис в кино и разброд среди продюсеров» — под таким заголовком поместила статью правая «Фигаро». «Кризиса не будет — заявляет министр культуры Франсуа Леотар» — заголовок в той же «Фигаро» 29 октября 1987 года. О кризисе во французском кино пишут и специальные издания.

Так называемая «система» французского кинематографа покоится на трех китах — производстве («продюсеры»), прокате («распределители»), эксплуатационной сети (владельцы кинозалов). Все три отрасли относятся к частному сектору, где властвуют, естественно, законы выгоды. Сегодня во Франции на фильм чаще всего смотрят лишь как на товар. Никогда еще финансовые интересы так не господствовали в кино этой страны, как сегодня.

Следует сразу сказать, что разговор о кризисе ведется только в экономическом плане, словно содержание фильмов, их художественный уровень не влияют на общее положение дел. Попробуем присмотреться поближе к обеим сторонам, несомненно, кризисной проблемы. Каковы ее экономические аспекты?

Сокращение производства. После «пика» в конце 70-х годов, когда снималось свыше 200 картин в год, в 1983 году было выпущено 160 фильмов, в 1985-м— 120, в 1986-м—114 картин. По мнению Ж.-Л. Годара, и это слишком много. Наряду с французскими на экранах потоком идут картины иностранного, главным образом американского, производства. Рост инвестиций в производство в первом квартале 1987 года (831 млн. франков против 656 млн. в первом квартале 1986 года) лишь подчеркивает рост сметных расходов. Прокат физически не в состоянии переварить то количество фильмов, которое выходит на экраны страны. Существующая в этой области анархия — типичное порождение капиталистической системы «свободного предпринимательства», исключающего разумное планирование.

Сокращение посещаемости. С 1970 года число зрителей упало с 411 млн. до 184 млн. в 1986 году. В 1987 году оно сократилось еще на 15 процентов и составило 140 млн. По утверждению «Фигаро», сегодня 50 процентов французов вовсе не ходят в кино, 28 — один раз в месяц, 15 — два-три раза в неделю — один раз в неделю. Большинство кинематографистов винит во всем телевидение, где показывается слишком много картин. Более трезвые головы называют и другие причины: рост цен на билеты, трудности с поездкой в центр с окраин, где закрылись кинотеатры, даже сложности с парковкой машин. Вот и остаются люди постарше дома, умножая число телезрителей. В 1987 году число фильмов, показанных по шести программам телевидения, перевалило за 1300. Как пишет Пьер Бийар в «Ле Пуэн»: «Никогда еще у французского кино не было так много телезрителей и так мало зрителей в кинотеатрах»45.

Инфляционные тенденции. За 1981 —1985 годы сметные расходы по производству фильмов выросли вдвое. Средняя стоимость картины сегодня 15 млн. франков, но уже появилось немало фильмов, стоивших 60 млн. и больше. Дорожает пленка, растут студийные расходы, актерские гонорары.

Продюсеры недаром соглашаются платить популярным актерам огромные суммы. Журнал «Премьер» в 1984 году подсчитал, что 58 процентов зрителей идут в кино «на актера», на своего любимого, независимо от того, какой это фильм. Но стоит актеру попробовать себя в ином, непривычном амплуа, как он бывает наказан. Так случилось с Аленом Делоном, когда он снялся в фильме «Наша история». Увидев своего фаворита в роли не героя, а опустившегося гаражиста, да еще попираемого женщиной, они отвергли и картину Бертрана Блие, несмотря на ее очевидные художественные достоинства. За последнее время перестали собирать зрителей и фильмы с Ж.-П. Бельмондо. Если его «Маргинал» в 1983 году собрал более миллиона зрителей в Париже, то «Одиночка» (1987) уже только 300 тысяч. Заявив, что он не собирается закончить свою карьеру в кино в ролях «летающих дедушек», актер вернулся на театральную сцену.

Но и молодых актеров явно ожидает то же самое. Если присмотреться к их ролям, явственно ощущается стремление превратиться в стандартизированных кумиров, постоянно используемых в сходных ролях. За исключением от фильма к фильму совершенствующихся Сандрины Боннер, Бернара Жиродо и еще двоих-троих — большинство быстро становятся добычей «системы звезд», которая торжествует во Франции.

Успех фильма сегодня определяет молодежная аудитория. Ориентация на публику до двадцати пяти лет диктует определенную тематику — развлекательные фильмы в жанре комедии, фантастики, с изрядной долей эротики.

Любопытные цифры привел в 1985 году еженедельник «Ле Пуэн». Среди 25 картин, имевших самые большие сборы за последние четверть века, 14 французских (в том числе 12 комедий) и 11 американских (фантастика, «триллеры» и «полары», фильмы о войне). И вот вывод: «Французский зритель идет в кино посмеяться по-французски, а дрожать по-американски». Однако за последнее время падает интерес и к французской комедии. Так, провалился фильм Ж. Ури «Месть пернатого змея» (1984) с покойным Колюшем. Зато огромным успехом пользовалась известная нам лента К. Серро «Трое мужчин и младенец в люльке» (1985). Не имел успеха и «Близнец» (1984) Ива Робера с Пьером Ришаром, но зато стабильно посещаются фильмы Франсиса Вебера «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1987), в которых играли П. Ришар и Ж. Депардье. Молодой французский зритель явно отдает предпочтение американской продукции. В 1987 году впервые за многие годы американские картины собрали во Франции больше зрителей, чем французские…

Конкуренция телевидения и видео. В настоящее время во Франции действуют две национальные программы ТВ («А-2» и «ФР-3»), одна платная («Канал плюс») и три частные: «ТФ-1» (ставшая частной недавно), «Пятая» и «М-6». Все они, как уже было сказано, показывают в большом количестве кинофильмы, причем часто перебивая их рекламой.

Государственные телесети имеют право показывать фильм через два-три года после выпуска. «Канал плюс» — почти через год. «Пятая» показывает бесконечные американские телесериалы третьего сорта. Печать отмечает, что самая низкая посещаемость падает на конец 1986-го и начало 1987 годов, когда вступили в действие новые телесети. Как подчеркивает руководитель Национального киноцентра Жером Клеман, сокращение посещаемости неизбежно затронет производство, прокат, который может переориентироваться на показ американских картин. Он справедливо отмечает, что история кино — это история творцов, а не прокатчиков. В своей статье в «Монд»47 Ж. Клеман призывает добиваться от ТВ соблюдения своих обязательств (по «квоте» фильмов, по участию в со-постановках) и особенно отказа от демонстрации новых картин в самое лучшее время — после восьми часов вечера.

Проблемы проката. Несмотря на то, что владельцы кинотеатров всегда находились в привилегированном положении и по техническому оснащению многие кинотеатры Парижа и провинции едва ли не лучшие в Европе, процесс сокращения киносети в стране не прекращается. На 1 января 1987 года во Франции насчитывалось 5111 кинотеатров, причем 2 тысячи из них — в населенных пунктах с населением до 200 тысяч человек. Многие из них работают убыточно. В Париже положение тоже не лучше. Только за 1987 год закрылось 150 кинозалов. Руководитель крупнейшей фирмы «Гомон» Никола Сейду говорит: двенадцать лет назад у него было 40 кинотеатров с 72 залами, в 1987 году их соответственно 35 и 225. Но многозальные кинотеатры перестали приносить доход. Тогда 22 кинозала были закрыты и открылись 15 кинотеатров с большим помещением, большим экраном, звуковой системой «Долби» и т. д. Налицо тенденция создания для зрителя максимальных удобств в кинотеатре. «Гомон» ввела систему заказа билетов за неделю, абонементы со скидкой на пятый просмотр. Компания «Пате» позволяет зрителю получать билеты по кредитной карточке. Она тоже продает абонемент на 10 посещений со скидкой и т. д. Принесет ли это результат — покажет время. Пока же ясно, что зрители охотнее ходят в большие кинотеатры с «удобствами». Только там зритель может получить ощущения, отличные от домашних, — маленькие залы на 80—100 мест представляются им тоже «домашними». Кстати, рост прокатной сети в США за последнее время также отражает этот процесс. Зритель хочет видеть фильмы от начала до конца без специфических для телевизионного экрана назойливых рекламных перебивок.

Еще при правительстве социалистов в начале 80-х годов была создана новая система проката. Картины стали выходить сразу по всей стране одновременно. Прежде существовал первый экран — в Париже и крупных городах. Он позволял более или менее точно определять шансы фильма на успех и в дальнейшем работать с ним, переводя на второй, третий экраны, в сеть специализированных кинотеатров, продавать на ТВ, на видео. Нынешняя система позволяет быстро получать оборотные средства. Но она благоприятствует в первую очередь фильму, так сказать, обреченному на успех: постановочному, с известными актерами и пр. Примером тому может служить демонстрировавшийся в конкурсной программе на XV МКФ в Москве фильм Клода Берри «Жан де Фло-ретт» (1986) и «Манон с источника» (1986) —его про-должениё (вне конкурса). Такова же картина Патриса Леконта «Специалисты» (1985) с популярными актерами Б. Жиродо и Ж. Ланвеном. Бывают при этом и неожиданности. Так, весьма незатейливый, скромно сделанный фильм малоизвестного режиссера Жан-Лупа Юбера «Проселочная дорога» (1987), рассказывающий историю мальчика на каникулах в «глубинке», а также непростых взаимоотношений его хозяев, неожиданно стал фаворитом 1987 года, а актер Р. Боринжер получил премию «Сезар» за 1987 год. Зато «трудная» лента Алена Рене «Любовь к смерти» (1984), выпущенная сразу в пятидесяти кинотеатрах, потерпела неудачу. Прежде такой фильм выпускался в двадцати копиях, и прокатчикам с ним было легче работать. Длительностью и разнообразием форм проката было пожертвовано ради сиюминутного успеха. Цель «реформы Ланга» (по имени министра культуры) заключалась в благом намерении стереть разницу между столицей и провинцией. Но в данном случае это намерение обернулось крахом. Естественно, подобная система проката очень выгодна для американских «боевиков».

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика