Фильм «Дневная красавица» Бунюэля

Что, например, такое «Дневная красавица» Бунюэля, фильм, который с большим коммерческим успехом прошел по экранам мира и вызвал самые полярные отклики в критике? Известно, какое огромное влияние оказала «Виридиана» того же Бунюэля на кинематографистов мира, и не только своей высокой кинематографической культурой, жестокой изобразительностью, впечатляющим и страшным, порой доходящим до биологизма воспроизведением людских аномалий, но и своей антиклерикальной направленностью, стремлением разобраться в современном буржуазном мире и человеке.

Режиссер использовал в картине средства, во многом чуждые реализму. С жестокой детализацией он рисовал человеческие уродства. И здесь Бунюэль как будто бы смыкался с режиссерами-декадентами, утверждающими, что звериное начало всегда торжествовало в человеке, что сама его природа порочна и изменению не подлежит. Но вместе с тем нельзя отвлечься и от того факта, что художник боролся с церковным утешительством, фальшью, прикрываемой тогой святости,— и в этом была сильная сторона его фильма. Многие другие картины Бунюэля, поставленные им в Мексике, правдиво и талантливо изображали народную жизнь, разрабатывали сложные конфликты времени.

Конечно, «Дневная красавица» — это тоже Бунюэль. Рука творца «Виридианы» видна в каждом кадре, в каждом повороте сюжета, в каждом аллюзивном представлении.

Героиня оставляет свою машину в потоке машин на окраинной улице, и в том, как она идет, влекомая неизведанным, обуявшим ее чувством и сдерживаемая разумом воспитанной буржуазии, как поднимается потом но лестнице и звонит в дверь квартиры, такую же точно, как другие двери, и просит мадам Анаис,— в этой тонкой гамме чувств, столкновений внутренних побудительных мотивов явственно ощутим Бунюэль-психолог. А беспощадный Бунюэль, умеющий изобретательно и неожиданно срывать маски с людей самой благообразной и самой почтенной внешности,— разве не виден он в сцене с профессором, приходящим тоже в этот притон мадам Анаис, но не для того, чтобы, как все другие, наспех усладить свою плоть, предаться в обеденный перерыв мелкому блуду, а для того, чтобы удовлетворить свой мазохистский комплекс. Профессор разыгрывает целое действие, «мистерию» — он переодевается в костюм лакея, ползает, вытирая пол, у ног «хозяйки», которую должна изображать одна из девиц, а потом, добравшись до ее ножки, принимает «кару»— «хозяйка» хлещет его плеткой и топчет ногами. Такой неожиданный поворот вполне в духе старого гневного Бунюэля.

Видео-обзор фильма “Дневная красавица” режиссера Бунюэля

А детали внешнего облика одного из дневных любовников героини, гангстера, убившего потом ее мужа: вставная металлическая челюсть, грязные, рваные носки, которые подает режиссер как главную деталь в постельной сцене с героиней. Да, это все от прежнего Бунюэля, зоркого, беспощадного художника.

Но в фильме «Дневная красавица» проглядывают и другие тенденции — захватывающий, хорошо раскрученный сюжет, изящные интерьеры, явное стремление к тому, что увлекло бы те слои публики, которые менее всего благосклонны к срыванию социальных масок. Поэтому странная история женщины, имеющей молодого, приятного и преуспевающего мужа-врача и вдруг устремляющейся из своей роскошной современной квартиры на окраину города в притон для того, чтобы удовлетворить свой всепожирающий сексуальный комплекс,— эта история с участием таких актеров, как Катрин Денев, Женевьева Паж, Мишель Пикколи, конечно, все же история «завлекательная». Да ее и не переусложнил Бунюэль. В сценах в притоне мадам Анаис есть и изрядная доля секса, юмор и мелодраматические повороты. Сны, которые преследуют героиню, эти олицетворенные комплексы, обуревающие ее душу,— тоже не «отяжелили» фильм.

В результате получилась картина, где есть и отражение современных псевдофилософских течений, которые столь широко дискуссируются в буржуазном мире, а есть и просто зрелище, которое позволяет хозяевам картины хорошо заработать уже не на какой-то пошлейшей истории, а на «серьезном кинематографе», на самом Бунюэле.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика