философы-материалисты

Но значение творчества Бэкона определяется не этими его уступками религии. По существу, его взгляды носили материалистический характер. Он много сделал для обоснования значения опытной науки, для освобождения разума от оков схоластики и религии.

Идеи Бэкона развил другой видный английский философ-материалист— Томас Гоббс (1588—1679), который решительно отверг мнение о божественном происхождении религии. Религию он рассматривал как инструмент политической власти для удержания парода в повиновении. Однако и Гоббс был непоследовательным в отношении к религии. Он допускал существование бога и считал его причиной мира, источником движения материи. Критикуя религию, Гоббс одновременно выступал за ее сохранение, считая, что она необходима буржуазии, ибо помогает ей держать трудящихся в повиновении.

Видным представителем английского свободомыслия XVII в. был Джон Локк (1632—1704). По своим философским взглядам он был материалистом, хотя тоже не вполне последовательным. Эта непоследовательность сказалась и в отношении к религии. С одной стороны, Локк признавал существование бога и даже пытался доказать его бытие, считал бога источником движения материи, допускал резкие выпады против атеистов; с другой стороны, он выступал против ортодоксального церковного учения, остро критиковал Библию и утверждал, что разум должен быть верховным судьей в вопросах религии. Поэтому Локка атеистом в полном смысле считать нельзя. Но его свободомыслие сыграло большую роль в развитии критического отношения к религии.

Крупнейшим представителем атеистической мысли XVII в. был голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1677). Он дал обоснование учению о природе как единственно существующей материальной субстанции: природа — сама себе причина; кроме нее нет ничего; она подчиняется только своим собственным законам и не нуждается ни в каких сверхъестественных силах. По существу, в философских взглядах Спинозы нет места для бога, но слово «бог» в его сочинениях встречается довольно часто. Спиноза был пантеистом: он отождествлял понятие бога с понятием природа, материя. Спиноза выступил основоположником научной критики Библии. Однако Спиноза считал, что для «повиновения и благочестия» необходима религиозная вера, необходимо «чувствование бога». Будучи, по существу, атеистом, Спинозавыступал за сохранение религии в ее более утонченной форме.

Значительный шаг вперед по сравнению со свободомыслием XVI—XVII вв. представлял собой воинствующий атеизм французских материалистов XVIII в.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика