Фейербах и русские атеисты

В главных трудах — «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» — Фейербах не только убедительно критиковал религию с позиций философского материализма и естественных наук, по н впервые в истории атеистической мысли доказал, что религия является фантастическим отражением сущности человека. Фейербах утверждал, что не бог создал человека, а человек создает представление о боге по своему образу и подобию. Возникновение религии Фейербах связывал с невежеством и беспомощностью первобытного человека, с его почти полной зависимостью от стихийных сил природы.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали материализм и атеизм Фейербаха. Однако основоположники марксизма указывали и на его недостатки и ограниченность. Фейербаху не удалось вскрыть социальных корней религии, а также указать правильный путь ее преодоления. Путь преодоления религии он видел только в просвещении, не понимая, что для окончательного исчезновения религии необходимы коренные социальные перемены в жизни общества. Решительно отвергая традиционную религию с ее представлениями о боге и сверхъестественных силах, Фейербах тем не менее считал необходимым создание новой религии без бога, «религии любви», «религии души и сердца», «разумной религии».

Среди домарксистских атеистов следует особо выделить русских революционных демократов XIX в.— Н. Г. Чернышевского (1828—1889), А. И. Герцена (1812— 1870), В. Г. Белинского (1811 —1848), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Идейной основой их атеистических взглядов был философский материализм. Их учение отличала попытка создать стройную атеистическую концепцию, которая охватывала довольно широкий круг проблем: происхождение религии и важнейших ее разновидностей, социальную роль религии вообще и православия в частности и др.

Исторической заслугой русских революционных демократов в области атеизма является страстное обличение религии, которая своими сказками о загробной жизни помогала терпеть тяготы земной жизни, за ее связь с деспотизмом, разоблачение духовенства, которое именем бога оправдывало крепостнические порядки царской России, призывало народ к терпению, смирению, непротивлению злу, любви к врагам и т. д. А. И. Герцен говорил, что проповедь покорности и терпения реакционна, потому что она помогает угнетению и порабощению народных масс. В своем знаменитом письме к Гоголю В. Г. Белинский указывал на прямую и неприкрытую связь церкви с самодержавием и крепостническим строем.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика