Старообрядчество в России

Познакомившись с русским православием, рассмотрим кратко религиозные направления в нашей стране, идейно близкие православию. Речь идет прежде всего о старообрядцах.

Старообрядчество возникло в XVII в. в результате раскола русской церкви. К середине XVII в. в России назрел довольно острый социальный кризис. Бояре были крайне недовольны ограничением своих привилегий и богатств. Купечество было не-

довольно торговой политикой самодержавия. Часть духовенства выражала недовольство централизацией церкви. Крестьяне протестовали против все усиливавшегося закабаления. В силу исторических условий тогдашней России социальные противоречия выразились в форме религиозного протеста против патриарха Никона и его «нововведений».

Во времена феодальной раздробленности на Руси в области культа наблюдалась известная самостоятельность в каждом княжестве, и в каждой епархии. Например, были местные святые и иконы, которые почитались только в пределах данного княжества и данной епархии, существовали некоторые незначительные особенности в богослужебной практике и т. д. Скажем, в одних княжествах верующие крестились тремя пальцами, в других — двумя; в одних местах с крестным ходом вокруг храма ходили «против солнца», в других —«по солнцу»; переписчики книг в одних монастырях писали имя «Иисус» через одно «и», в других— через два «и» и пр. Централизация церкви потребовала унификации культа..Поэтому патриарх Никон решил вновь отредактировать богослужебные книги, а также привести в единообразие все церковные обряды. В ходе этой работы было решено предписать всем креститься только тремя пальцами, с крестным ходом только двигаться против движения солнца, «аллилуйю» петь ровно три раза, слово «Иисус» писать через две буквы «и». Часть верующих, которые до этого придерживались другой практики, не приняла «нововведений» Никона и заявила, что Никон «портит веру». Эта часть верующих и духовенства отказалась подчиниться новым законам главы церкви. Они вышли из подчинения самому патриарху и официальной церкви и образовали самостоятельное направление, получившее название «старообрядчества». Сторонники данного направления стали называться старообрядцами или староверами. На церковных соборах, состоявшихся в 1656 и 1667 гг., старообрядцы были преданы проклятию.

Царское правительство жестоко преследовало старообрядцев, видя в них не только «еретиков» и противников церкви, но и бунтовщиков против государственной власти.

По своему социальному составу старообрядчество было неоднородным. Его последователями были и родовитые бояре, и купцы, и ремесленники, но основную массу старообрядцев составляли крестьяне. Эта социальная неоднородность очень быстро привела к дроблению старообрядчества на множество толков и течений.

Первым и главным разделением старообрядцев было разделение на «поповцев» и «беспоповцев». Как показывают сами названия направлений, первое из них признавало духовенство, а второе не признавало. К поповцам отошли те последователи «старой веры», которые по своей классовой принадлежности были связаны с господствующими классами, а потому готовы были пойти на компромисс с официальной церковью. Беспоповцы, к числу которых в основном относились беднейшие слои населения, отвергали церковную иерархию, а следовательно, и те богослужения и обряды, для совершения которых требуются духовные лица. Роль священников у них заменили «наставники», или «начетчики», которые совершали простейшие богослужения.

Поповское и беспоповское направления, в свою очередь, раздробились на массу мелких толков: беглопоповцев, единоверцев, перемазанцев, Белокриницкую иерархию, Беловодскую иерархию и ряд других.

Общим для всех старообрядческих толков и согласий являются неприятие реформ патриарха Никона, фанатичная приверженность к «старым» обрядам и обычаям и вообще стремление жить «по-дедовски». Это относится как к сугубо религиозной сфере, так и к бытовым моментам. В религиозной сфере старообрядцы придают исключительное значение второстепенным и третьестепенным обрядовым моментам. В бытовой сфере они считают величайшим грехом все «новое»: бритье бороды и усов, а также короткие прически, ношение современной одежды, курение, посещение кинотеатров, клубов, танцы, чтение нерелигиозных книг и газет, даже общение с инаковерующими, особенно с «никонианами», т. е. православными. Даже счет годам старообрядцы ведут не от «рождества Христова», а от «сотворения мира», как это было на Руси в допетровские времена.

Старообрядцы имеются в нашей стране и в настоящее время, хотя число их сравнительно невелико. Следует отметить, что в последние десятилетия исконные устои старообрядчества стали значительно расшатываться. Старообрядческая молодежь, даже оставаясь религиозной, все меньше придерживается «дедовских устоев», особенно в быту.

На последнем поместном соборе всей русской православной церкви в 1971 г. произошло формальное примирение православия со старообрядчеством: собор снял со старообрядцев церковное проклятие, наложенное на них патриархом Никоном и церковными соборами 1656 и 1667 гг.

 

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика