Специфические особенности протестантизма

Протестантизм представляет собой весьма разнородные течение — это возникшие в эпоху Реформации лютеранство, кальвинизм и англиканство и так называемый поздний протестантизм — баптизм, адвентизм, методизм и другие направления. Каждое из них имеет свои особенности в вероучении, культе и церковном устройстве. Однако все они имеют и немало общего, что отличает их от католицизма и православия и дает право на объединение их в единое понятие «протестантизм».

Первой особенностью протестантизма является то, что он признает только один источник «божественного откровения» — Библию. Другие авторитеты в области религии (например, «священное предание») протестанты категорически отвергают. Признавая Библию «священным писанием», они основной упор делают на Новый завет и особенно на Евангелие. Поэтому протестанты называют себя «евангельскими христианами», а многие их церкви называются евангелическими.

Второй весьма существенной особенностью протестантизма является учение о «спасении одной верой». Это на пер-ный взгляд чисто теологическое, далекое от жизни положение имеет, однако, огромное практическое значение. Дело в том, что тезис о «спасении одной верой» ведет к тому, что вера рассматривается как сугубо личное отношение религиозного человека к богу, к религии. Верующий имеет возможность и должен «общаться» с богом непосредственно. Из этого вытекает ненужность особой касты духовенства как посредников между богом и людьми. По учению протестантизма, «спасение» человека зависит исключительно от его веры, а не от «добрых дел», не от молитв за него церкви, не от участия в богослужениях и обрядах. Для «спасения» достаточно верить в бога и в искупительную жертву Иисуса Христа.

Протестантская идея о «спасении одной верой» влекла за собой обмирщение религии, потому что побуждала рассматривать земную деятельность человека как своеобразное служение богу. Если человек добросовестно выполняет свои земные обязанности (семейные, гражданские и др.), то этим он служит богу, выполняет его волю. Искать «спасения» человек должен в практической деятельности, а не в бегстве от мира и каких-то специальных религиозных «подвигах». Отсюда логически вытекало отрицание безбрачия, монашества и т. д.

Протестантизм упразднил подавляющее большинство католических праздников, обрядов, поклонение иконам и мощам, почитание богородицы и святых. Из всех таинств протестантизм сохранил лишь два: крещение и причащение, потому что об их установлении Иисусом Христом рассказывается в Евангелии. Все другие таинства и обряды упразднены протестантизмом на том основании, что о них прямо не говорится в Евангелии и они введены впоследствии церковью.

Протестантизм ликвидировал духовенство как особый институт. Правда, это не означает, что в протестантизме нет служителей культа. Они имеются и практически выполняют примерно ту же функцию, что и католические или православные священники. Но теоретически протестантский пастор, пресвитер, священник-— это человек, не наделенный какой-то особой «божественной благодатью», не обладающий какими-то особыми правами и религиозными полномочиями, а обычный верующий, только обладающий большими, нежели остальные верующие, навыками «пастырской» деятельности и специально посвятивший себя этой деятельности.

Все указанные особенности протестантизма позволили ему не только упростить культ, но и создать «дешевую церковь». Весьма значительное сокращение количества служителей культа, резкое уменьшение числа религиозных праздников, полное упразднение монашества, отказ от большинства религиозных обрядов —все это заметно сокращало как денежные расходы на церковь, так и расход времени на выполнение религиозных обязанностей.

Специфические черты протестантизма обусловлены его классовым содержанием. Ф. Энгельс характеризовал Реформацию как выступавшую в религиозной форме первую буржуазную революцию, а сам протестантизм как буржуазную разновидность христианства. Буржуазия нуждалась в сохранении и укреплении религии, которая помогала бы ей держать в узде трудящиеся массы. В то же время буржуазия с ее духом практицизма и делячества нуждалась в такой религии и такой церкви, которые не отнимали бы у верующих много времени и сил, не слишком бы отвлекали их от земных дел и не стоили бы дорого.

Реформация проводилась под идейным знаменем возврата к первоначальному христианству, «очищения» христианства от его последующих «извращений», допущенных церковью. Поэтому Реформация не изменила существа христианства, не отменила главных его догматов, а коснулась преимущественно его культовой стороны и церковного устройства.

После ознакомления с наиболее существенными специфическими чертами протестантизма в целом кратко рассмотрим отдельные его направления и секты протестантского характера.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика