Социальная роль религии

Вокруг вопроса о роли религии в жизни общества велось и ведется много споров. Это объясняется тем, что с момента возникновения и до настоящего времени религия была я остается существенным элементом общественной жизни, оказывающим определенное влияние как и на развитие общества в целом, так и па жизнь отдельных людей. Но какова эта роль?

Проповедники и защитники религии стремятся доказать, будто религия играет положительную роль в общественной жизни. Не вдаваясь в подробный анализ соображений, приводимых в пользу упомянутой точки зрения, отметим лишь следующее. Коренной порок всех аргументов в пользу «положительной» роли религии в социальной области заключается в отождествлении религии со всякого рода сопутствующими ей, но не связанными с нею органически факторами. Например, апологеты религии любят ссылаться на то, что историческая наука расценивает введение христианства на Руси как прогрессивное явление. Из этЬго они делают неправомерное заключение, будто само христианство является прогрессивным. Действительно, принятие христианства для Руси того времени было положительным явлением, но отнюдь не потому, что христианство само по себе прогрессивно, а лишь в силу того, что введение его влекло за собой некоторые

положительные моменты: способствовало утверждению более передового для того времени феодального строя, помогало централизации Русского государства и усилению его связей с Византией и другими христианскими государствами, способствовало распространению письменности и т. д. Однако, нельзя забывать о том, что введение христианства повлекло за собой не только и положительные моменты, но и целый ряд отрицательных явлений: освящение именем бога эксплуататорских порядков, усиление закабаления трудящихся масс и др. Когда рассматривается вопрос о социальной роли религии, нельзя произвольно поднимать на щит одни факторы и умышленно закрывать глаза на другие.

Возьмем другой пример. Защитники религии часто ссылаются на различных церковных деятелей, стоявших на патриотических позициях или сыгравших положительную роль в социальной области; из этого делают вывод, будто религия прогрессивна. Конечно, такой вывод более чем странный. Во-первых, прогрессивно настроенные священнослужители были исключением из общего правила: подавляющее большинство духовенства всегда стояло на реакционных позициях и играло реакционную роль. Во-вторых, и это главное, нельзя отождествлять политические взгляды и политическую роль отдельных священнослужителей с религией. Религиозная идеология всегда была и остается реакционной идеологией; религия всегда играла и продолжает играть отрицательную роль в жизни общества. Но это не означает, чго отдельные церковные деятели и верующие люди по ряду причин не могли стоять на прогрессивных позициях или играть прогрессивной социальной роли. Однако эти позиции и эта роль отнюдь не обусловлены религией. Когда мы сталкиваемся с такими случаями, мы имеем дело с людьми, у которых политические или социальные соображения берут верх над религиозными принципами.

Вот почему, когда мы рассматриваем социальную роль религии, необходимо отвлекаться от всего того, что органически с нею не связано, а выяснить, какова объективная роль религии в жизни человеческого общества.

Вопрос о социальной роли религии был рассмотрен и впервые решен с научных позиций классиками марксизма-ленинизма.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика