Социальная доктрина католицизма

Выше уже отмечалось, что для римско-католической церкви характерно стремление активно вторгаться в общественную жизнь, это стремление своими истоками восходит к первым векам нашей эры, когда римские папы в силу особых исторических условий начали претендовать не только на духовную власть, но и на руководство политической и общественной жизнью Западной Европы. На протяжении всей истории католицизма эта тенденция сохранялась, видоизменяясь в зависимости от условий времени. Но при всем разнообразии политической позиции католической церкви в разное время и в различных странах идеология и политическая практика всегда были направлены на консервацию существующих в эксплуататорском обществе социальных порядков, на подавление революционной деятельности народных масс, на поддержку реакции.

На протяжении почти полутора тысяч лет католицизм был тесно связан с феодализмом, выражал и защищал его интересы. По словам Ф. Энгельса, католическая церковь «окружила феодальный строй ореолом божественной благодати»Лишь в XIX в. католическая церковь переходит на службу к капитализму, начинает защищать интересы буржуазии. Следует иметь в виду, что она играет свою роль защитницы устоев капитализма весьма специфическим, а потому особо опасным образом. Как правило, она пытается защищать интересы капитализма не прямо, а косвенно.

Когда революционные выступления трудящихся против эксплуататоров были сравнительно редкими, разрозненными и слабыми, духовенство обычно открыто становилось на сторону угнетателей. Оно проклинало, отлучало от церкви «бунтовщиков». Никакого заигрывания с трудящимися церковь в то время не допускала. «Рабы, повинуйтесь господам своим!» — это библейское изречение являлось тогда лейтмотивом всех высказываний католического духовенства.

Не то мы видим во второй половине XIX в. Теперь церковь вынуждена была действовать более осторожно. Она уже не рискует открыто становиться на сторону эксплуататоров, чтобы не оттолкнуть от себя народные массы. Поэтому идеологи католицизма начинают искать более утонченные средства воздействия на трудящихся.

В этом отношении очень показательна знаменитая энциклика (послание) папы Льва XIII «Рерум новарум», выпущенная в 1891 г. В ней изложена программа католической церкви по вопросам общественной жизни.

Папа вынужден признать, что общественное устройство капиталистического общества далеко от совершенства: громадные богатства скапливаются в руках немногих, в то время как большинство людей живет нищенски. Что же предлагает папа для исправления такого ненормального положения?

Первая часть энциклики назыгается «Фальшивое лекарство». Здесь говорится о том, что социалисты стремятся излечить болезни общества негодными средствами: они выступают за уничтожение частной собственности. Но, по словам папы, это повредит прежде всего самим трудящимся. Ведь они могут за счет экономии своих скудных средств приобрести участок земли или какую-либо другую собственность, а социализм лишит их такой возможности. Ликвидация частной собственности, по утверждениям папы, не только не выгодна рабочим, но и несправедлива. Ведь право частной собственности дано людям богом и стремление к ней присуще людям от природы.

Во второй части энциклики Лев XIII предлагает свою программу улучшения общественной жизни. Он говорит, что в обществе, не может быть никакого равенства, потому что люди от природы не равны между собой: одни умны, другие глупы; одни здоровы, другие больны; одни энергичны, другие пассивны и ленивы; одни талантливы, другие бездарны и т. д. А отсюда, по словам папы, и различный уровень жизни людей. Конечно, умный, талантливый, здоровый, энергичный человек лучше обеспечен, нежели больной, пассивный, бездарный человек. Но печалиться по этому поводу папа не советует. Ведь общество в целом, по его сЛйвам, только выигрывает от такого положения. Обществу нужны люди самых разных способностей, играющие различную роль в его жизни. Как отдельные члены человеческого организма составляют одно целое и находятся в гармонии, так и общество нуждается в различных классах, а классы нуждаются один в другом. Капиталист нуждается в рабочих, которые трудятся на его предприятиях, а рабочие — в капиталистах, которые дают им работу. Поэтому в обществе должна господствовать гармония. Рабочие не должны наносить ущерб своим хозяевам, не должны устраивать забастовки; они обязаны воздерживаться от всяких насильственных действий и не иметь ничего общего с «преступными людьми» — революционерами. Капиталисты, в свою очередь, должны уважать человеческое достоинство рабочих, не смотреть на них как на рабов, не требовать от них большего, чем они в силах дать, платить им «справедливую» заработную плату.

В своей энциклике папа предлагает трудящимся смириться и прекратить’ всякую борьбу за свое освобождение. Чтобы как-то подсластить пилюлю, он лицемерно вздыхает по поводу того, что на земле очень много страданий, но тут же говорит, что они всегда были, есть и будут — таков удел людей. Несправедливости являются расплатой за «первородный грех» Адама и Евы. Выход из тяжелого положения папа рекомендует искать в помыслах о загробной жизни. Ведь бог создал человека не для благ земных, а для ^<благ небесных». Но для «вечного блаженства» не имеет ни малейшего значения, богат ли ты на земле, или беден. Более того, бедность — верный залог того, что бог вознаградит тебя на небе за лишен! я в земной жизни. Бедность — не позор, ведь сам Иисус Христос родился в семье плотника Иосифа... В последней главе энциклики папа настойчиво советует создавать различные католические общественные организации, особенно христианские рабочие профсоюзы, защищающие как интересы рабочих, так и интересы предпринимателей. Он упорно проводит ту мысль, что только католическая церковь — истинный друг рабочих, что лишь она указывает нм правильный выход из их бедственного положения. Таковы приемы, используемые католической церковью для утонченной защиты капитализма. Кроме энциклики «Рерум нова-рум», римскими папами и другими видными деятелями католической церкви было выпущено много других документов по социальным вопросам. Но суть их примерно одна: осуждение частных «несовершенств» капитализма, причиной которых объявляется жадность и эгоизм некоторых предпринимателей, и общая апология капитализма как общественного строя; признание тяжелого положения трудящихся в буржуазном обществе и призыв к терпению, смирению и покорности. В нашей стране католики проживают преимущественно в западных республиках: в Литве, Латвии, в западных областях Украины и Белоруссии. В политическом отношении католическая церковь на территории нашей страны проводит линию, отличную от официальной линии Ватикана. Даже в годы «холодной войны», когда Ватикан занимал резко антисоветскую и антикоммунистическою позицию, католическое духовенство и особенно рядовые католики в СССР, как правило, занимали лояльную позицию по отношению к Советскому государству и социалистическому общественному строю.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика