Священная Римская империя немецкой нации

История формулы «Священная Римская империя немецкой нации» неразрывно связана со всем политическим развитием средневековой Германии, в частности ее внешней политики, особенно с эволюцией взаимоотношений между империей и папством. Исходным моментом в изучении этих вопросов в немецкой медиевистике всегда были методологические и политические установки, характерные для того или иного направления исторической мысли в новое и новейшее время. В истории же самого раскрытия формулы империи, как оно происходило в немецкой историографии, можно выделить следующие вехи: 1) с середины XIX до начала XX в.; 2) с начала XX в. дег разгрома германского империализма во второй мировой войне и 3) послевоенный период.

До начала XX в. немецкие медиевисты обычно игнорировали длительный и сложный процесс возникновения этой формулы (появившейся впервые в памятниках начала XVI в.) и произвольно прилагали ее к империи Оттонов. Начало этому положил В. Гизебрехт, один из известных учеников Леопольда Ранке: приурочивая рождение формулы империи к коронации Оттона I в 962 г., Гизебрехт видел в ней выражение величия идеализированной им средневековой империи X—XII вв. Другой крупный немецкий историк — Г. Зибель, также ученик Л. Ранке, активный малогерманец, выступивший против восхваления итальянской политики средневековых немецких королей, продолжал, однако, называть империю Оттонов «Священной Римской империей немецкой нации» . Защитник «великогерманской» историко-политической доктрины — Юлиус Фиккер, рассматривавший империю Габсбургов как преемницу средневековой Германской империи, так же относил громоздкую формулу империи ко времени Оттонов . Таким образом, в 50—60-е годы прошлого века данная формула, независимо от ее действительного происхождения, служила одним из доводов в той идейно-политической борьбе, которая находила свое отражение в исторических концепциях, создававшихся последователями Л. Ранке.

В последующий период истории Германии, после ее объединения «железом и кровью», формула империи применялась подобным же образом. Д. Шефер, реакционный историк последней трети XIX — первой четверти XX в., видел в ней подтверждение своей идеи, будто в империи Оттона I «немецкая нация» осознала себя в качестве господствующей. Не случайно, писал Шефер, «первое появление названия Deutsche почти точно совпадает с созданием «Римской империи немецкой нации»». В результате коронации Оттона I немецкие короли и их народ «встали во главе христианского мира» .

Произвольное использование формулы империи в немецкой историографии второй половины прошлого века было присуще не только историкам политико-юридического направления, абсолютизировавшим государство и рассматривавшим его политику как решающий фактор всего исторического развития. Этот метод характерен и для вид нейшего представления либерально-позитивистского направления в i емецкой историографии конца XIX — начала XX в. — К. Лампрехта. В отличие от В. Гизебрехта и некоторых других авторов он связывал возникновение формулы «Римская империя немецкой нации» не с Оттонами, мечтавшими о «всемирной империи», а с немецкими императорами первой половины XI в., которые, по его мнению, были «суровыми реалистами»: ими было образовано единое государство, включавшее Германию, Бургундию, Верхнюю и Среднюю Италию, «создана была такая государственная организация, которая в течение целых столетий, как римская империя немецкой нации, противостояла всем переменам времени и которая носила в себе залог устроения прочного среднеевропейского государства» Б.

Под влиянием трудов В. Гизебрехта, Ю. Фиккера, К. Лампрехта и в учебной литературе с конца XIX в. утвердилось представление, что вместе с возникновением средневековой Германской империи родилась и так называемая полная формула империи (применявшаяся либо с эпитетом «Священная», либо без него). Такое толкование стало традиционным в немецкой историографии. Этому в немалой степени способствовал изданный в 1891 г. Б. Гебгардом первый том «Руководства по немецкой истории» (в дальнейшем неоднократно переиздававшегося), в котором раздел, посвященный образованию империи Оттона I, был назван «Основание римской империи немецкой нации Оттоном I» в. В этом разделе, написанном В. Шульце, отразился господствовавший в немецкой медиевистике второй половицы XIX в. взгляд на империю Оттонов, как на национальное по своему характеру государство. Наиболее четкое выражение подобный взгляд получил у А. Г эйс л ера .

Между тем еще в 1864 г. была опубликована работа английского историка Дж. Брайса «Священная Римская империя», где интересующая нас формула освещалась иначе (в связи с характеристикой Германской империи к концу XV в.): «…Как раз в это время,— писал автор,— происходят важные изменения в титулах. К прежнему «Sacrum imperium Ro-manum» прибавлено «Nationis Teutonicae» («Teutscher Nation») .

Заметим, что никто из немецких историков не выступил с критикой этого положения Брайса, за исключением одного, пожелавшего остаться безымянным, автора, который утверждал, что Оттон I «восстановил империю, связав ее с немецким королевством. С тех пор империя перешла к Германии. Возникла Римская империя немецкой нации»

В дальнейшем в течение длительного времени действительной историей формулы империи с X до XVI в. немецкие медиевисты полностью пренебрегали.

Начало новому подходу к освещению этой проблемы положил А. Бермингофф в опубликованной им в 1908 г. статье «Понятие немецкая нация в документах XV века». Он отметил эволюцию указанного понятия после Констанцского собора 1415 г. В отличие от старого, широкого, сделавшегося каноническим термина «нация», употреблявшегося для наименования «землячеств» в средневековых университетах (четыре «нации» — четыре страны света), постепенно возникает новое значение данного понятия — как «нации» вообще, в том числе — «немецкой нации». В XV в., особенно во второй его половине, этим словом стали обозначать совокупность немецких земель.

Опираясь на труд Вермингоффа, источниковед и историк государства и права К. Цоймер в появившейся в 1910 г. работе «Священная римская империя немецкой нации» впервые специально исследовал вопрос об истории формулы средневековой Германской империи. К. Цоймер обратил внимание на противоречащее источникам применение формулы империи в работах названных выше авторов (в частности, В. Гизебрехта, Ю. Фиккера, Г. Зибеля и А. Гэйслера). К. Цоймер не сомневался, что неверно применяя данную формулу, они знали ее действительную историю. «Трудно себе представить, чтобы такой человек, как Фиккер, не знал, когда возник этот титул и что он первоначально обозначал…» По существу, однако, сам К. Цоймер ограничился внешней, формальной критикой позиции своих предшественников: их методологических позиций он вовсе не касался. Вместе с тем, добросовестно исследовав источники, этот автор верно выделил основные этапы в длительной эволюции формулы империи, а именно: 1) ее возникновение в первой половине XI в., при Конраде II: термин Romanum imperium начал употребляться с 1034 г., после приобретения немецкими королями Саксонской династии титула «римский император август»; 2) появление в 1157 г. формулы «Священная империя» (Sacrum imperium) для обозначения особого императорского сана, сосуществовавшего при Фридрихе I и его преемниках с титулом «римский император август» и формулой «Римская империя»;

3) появление в 1254 г. формулы «Священная Римская империя» (Sacrum Romanum imperium), утвердившейся в дальнейшем в качестве официального титула немецких государей. Наряду с этим продолжали применяться прежние обозначения|(«Римская империя»,«Священная империя»);

4) во второй половине XV в. к, обычным титулам с помощью соединительной частицы «и» были добавлены слова «немецкая нация» (nation Teu-tonica, Teutsche Nation). Таким образом сложилась формула Священная римская империя немецкой нации.

В полном виде она впервые встречается в акте Вормсского рейхстага от 1512 г.

На основе анализа ряда источников первой половины XVI в. К. Цоймер убедительно доказал, что эта формула появилась в качестве обозначения «империи, территориально ограниченной немецкими землями, и служила для наименования «немецкой части Священной Римской империи» .

Выводы К. Цоймера были так или иначе учтены в последующих работах немецких медиевистов XX в., отказавшихся от традиционного отнесения рассматриваемой формулы к империи Оттонов или Штауфенов . Иное дело — учебная или популярная немецкая литература, рассчитанная на массового читателя, как, например, махрово-шовинистическая книжка Эйнгарта «Немецкая история». Авторы такого рода произведений не желали отказаться от того способа применения формулы империи, которым в свое время пользовались Гизебрехт и Фиккер, Шефер и Гэйслер в целях националистической идеализации немецкого прошлого. В некоторых случаях признание выводов К. Цоймера сочеталось со стремлением оправдать прежнюю историографическую традицию. Так, К. Гампе в своем «Классическом средневековье» (1932), касаясь истории образования империи Оттона I, писал, что название «Римская империя немецкой нации» появилось в результате «ошибочного применения формулы, впервые появившейся в XV в., для обозначения немецкой части территории империи», однако эта формула «неплохо применима по отношению к полному противоречий целому…» .

Такого рода установки открывали в дальнейшем (с установлением фашистской диктатуры в Германии) широкие возможности применения имперской формулы для фальсификации истории средневековой Германии.

После разгрома германского империализма во второй мировой войне среди немецких историков проявилась тенденция к ревизии некоторых традиционных положений историографии, в частности в области освещения истории занимающей нас формулы. В некоторых работах послевоенных лет прямо поддерживается вывод Цоймера о возникновении полной формулы империи лишь к концу XV — началу XVI в. «Лишь теперь,— пишет Ю. Хасхаген,— немецкая империя, как доказал Карл Цоймер, назвала себя “Священной Римской империей немецкой нации”

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика