Роль религии при социализме

Какова роль религии при социализме? Не стала ли она менее реакционной?

На последний вопрос следует ответить отрицательно.

При социализме нет эксплуататорских классов, ликвидирована эксплуатация человека человеком, ликвидированы социальное неравенство людей, голод, нищета, безработица, неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим изменились и функции религии в новых социальных условиях, но она не стала менее вредной и реакционной.

Религия была и остается ложной, антинаучной идеологией. Поэтому проповедь такой идеологии, даже при условии политической лояльности церкви к нашему государству и общественному строю, является крайне вредной. Как и прежде, проповедники религии внушают своим последователям ложные идеи. Это мешает строительству коммунизма, формированию нового человека.

Религия проповедует не только ложные взгляды на мир, но и воспитывает своих последователей в духе чуждой нашему обществу морали. Принципы религиозной морали несовместимы с нормами морали коммунистической. Между тем моральные принципы оказывают влияние на жизнь, поведение и поступки людей. Поэтому очень важно, чтобы члены нашего общества воспитывались в духе коммунистических, а не религиозных нравственных идеалов.

Наконец, религия и сейчас продолжает играть крайне вредную роль «утешительницы» людей. В условиях эксплуататорского общества причины, побуждавшие широкие массы трудящихся искать утешения и забвения в религии, коренились в системе общественных отношений. В условиях социализма эти причины, безусловно, исчезли. Однако и теперь имеются факторы, которые побуждают некоторых людей искать религиозного утешения. Это — страх перед смертью, утрата близких, болезни, нелады в семейной жизни, неудача в работе, незаслуженные обиды и т. п. Все эти факторы не связаны с сущностью социалистического общественного строя. Но мы не можем отрицать их существования. Они-то и побуждают слабых духом людей искать поддержку и успокоение в религии.

Одна из основных функций религии — компенсаторная функция. Она заключается в том, что религия пытается в иллюзорной форме дать людям то, чего они страстно желают, в чем они остро нуждаются. Например, человек боится смерти и жаждет бессмертия— и религия обещает ему «вечную жизнь»; кто-то потерял близкого человека и не может смириться с мыслью, что больше никогда не увидит его, — религия обещает ему свидание с умершим на «том свете»; больному она дает надежду на «чудесное исцеление»; обиженного она успокаивает обещанием того, что бог сам восстановит справедливость. Религиозное утешение от начала и до конца покоится на иллюзиях. Поверив религиозным сказкам о боге, о душе, о загробной жизни, поверив в чудеса, люди становятся пассивными. Это особенно вредно в наших условиях, когда созданы объективные предпосылки для счастья всех членов общества, когда общество активно борется с различными недостатками и их причинами. Нужно не приглушать душевную боль людей, как это пытается делать религия, не примирять людей с отдельными недостатками, еще имеющимися у нас, а настраивать их на активное участие в жизни, в строительстве нового общества, которое дает людям реальное, а не иллюзорное счастье. Такой настрой людям дает научное мировоззрение, а не религия.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика