Религиозные культы в Месопотамии

(По материалам Дура-Европос)

Изучение развития религиозных верований на Востоке после походов Александра Македонского, когда усилился процесс смешения восточной и греческой культур, представляет известную трудность из-за скудости источников. Особенно малочисленны сведения о распространении в Месопотамии христианской религии в первые века ее существования. Именно поэтому большой интерес историков, в частности историков религии, вызвали материалы раскопок города Дура-Европос К Изучение религиозных верований жителей этого города, переживших господство Селевкидов, парфян и римлян, дает возможность конкретно представить процесс развития религиозного синкретизма, предшествовавшего появлению монотеистических культов. Особенно интересны материалы раскопок христианской церкви и синагоги, освещающие возникновение этих культов в Месопотамии.

Город Дура-Европос был основан Селевкидами на месте более древнего поселения, чтобы контролировать огромную территорию. (От этого раннего периода жизни города сохранилось немного свидетельств.) В 113 г. до н. э. город перешел под власть Парфии, захватившей восточные владения Селевкидов.

Правящую верхушку в парфянский период, как и прежде, составляли потомки греческих колонистов. В городе упорно сохранялась эллинская традиция: детей называли греческими именами; надписи делали в основном на греческом языке. Однако, как показывает анализ надписей, население в тот период было смешанным, с преобладанием местного. Многие греки были женаты на туземных женщинах, многие рождены ими. Греческий язык надписей изобиловал орфографическими и синтаксическими ошибками.

Как архитектура, так и скульптура Дура-Европос имели чисто восточные черты. На религиозных фресках и рельефах фигуры неподвижны, фронтальны, между ними почти нет связи. Главное внимание скульпторы уделяли изображению одежды, украшений, всякого рода священных предметов. Даже фигуры определенных лиц лишены индивидуальных черт.

Религия в Дура-Европос I—II вв. н. э. дает еще более яркую картину ориентализации города. Следов чисто греческих божеств в Дура по существу не найдено, однако их следы отчетливо прослеживаются в документах Дура и в позднейших смешанных культах. В пергаменте XXIII (в документе римского времени 180 г. н. э.) 3 есть упоминание о четырех жрецах-эпонимах: Зевса, Аполлона, культа предков (тгрб-fovoi) и Селевка Никатора. О существовании культа основателя династии и города Дура-Европос свидетельствует барельеф храма нальмирских богов, где Селевк Никатор представлен венчающим божество — покровителя города Дура. Зевс Олимпийский считался покровителем династии. При Антиохе Епифане культ Зевса стал официальным. Все эти культы так или иначе были связаны с почитанием основателя города и его покровителей.

Во время первого сезона раскопок была найдена стела с изображением Геракла. Удалось восстановить часть посвятительной надписи: «Гераклу и Афине… посвятил» (имя посвятителя неясно). Однако общий облик Геракла имеет сходство с восточными богами. Исследователи полагают, что под именами Афины и Геракла почитались восточные божества Бел и Астарта.

Особенно были популярны Зевс и Артемида, хотя под их именами скрывались негреческие божества.

Наиболее почетное место занимал в Дура культ Артемиды-На-найи, местной богини плодородия. Местные жители, пальмирцы, а впоследствии и греки отождествили греческую богиню с богиней Нанайей. Ее храм был отстроен в первой половине I в. н. э. В нем -найдена посвятительная надпись Аполлону и Артемиде 6 2 г. н. э. Имя посвятителя, по-видимому, парфянское.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика