Раскол христианства

В то время в христианстве имел место процесс не только возникновения новых самостоятельных церквей, но и отказ некоторых из них признать те или другие постановления вселенских соборов и утвержденное на них вероучение. Это было в конечном счете связано с тем, что церкви тех областей, господствующие классы которых по экономическим и политическим причинам стремились к освобождению от влияния Римской империи, обыкновенно старались в некоторых вопросах вероучения разойтись с ортодоксальным христианством. Это позволяло им чувствовать большую самостоятельность и независимость не только в религиозной области, но и в области экономической и политической.

Одно из таких обособлений произошло в V в., когда несколько церквей: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и мала-барская — после IV вселенского собора отказались признать догмат «боговоплошения». Согласно этому догмату, Христос является одновременно богом и человеком. Упомянутые церкви считали и считают Христа только богом, полагают, что ему присуща лишь божественная, а не «богочеловеческая» природа.

Однако обособление и даже отделение той или другой сравнительно небольшой церкви от христианства в целом еще не вело к расколу последнего. Первым значительным расколом христианства стало разделение всех церквей на восточную и западную.

Римские папы мотивировали свои претензии на первенство тем, что римская церковь якобы была основана апостолом Петром, которого сам Христос объявил «князем апостолов». Восточные патриархи не признавали этих претензий, заявляя, что все апостолы были равны, а потому и главы церквей, основанных апостолами, тоже равны между собой. Однако, признавая такое формальное равенство, константинопольские патриархи, пользуясь тем, что они были епископами столицы Византийской империи, сами пытались захватить руководящую роль в христианстве, что, в свою очередь, вызывало резкое недовольство и сопротивление со стороны римских пап.

Мало-помалу между римской церковью и членами которой были все христиане от западной части империи, с одной стороны, и константинопольской церковью (а также другими восточными церквами, в конечном счете тяготевшими к Константинополю в силу экономических и политических причин), с другой стороны, начинает назревать конфликт.

В специфической религиозной сфере он был обусловлен и некоторыми различиями в области культа и церковного устройства, которые сложились в восточном и западном христианстве. Эти различия приводили к спорам, в которых ни одна из сторон не желала идти на уступки другой, считая себя правой. Стороны начинают обвинять друг друга в ереси, в извращении христианства.

Противоречия между Востоком и Западом особенно обостряются в период упадка Византии. Римские папы решают, что наступил момент, когда они могут подчинить себе восточные церкви. Папа Лев IX предъявляет Византии территориальные претензии. Получив отказ, он предает анафеме (проклятию) константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Михаил Керулларий не остается в долгу: он немедленно собирает собор, который, в свою очередь, предает анафеме римского папу и всю западную церковь.

Так в 1054 г. происходит окончательный разрыв церквей и раскол христианства на две половины. Так Восточное христианство начинает именовать себя как православие, а западная церковь получает название римско-католической или католической церкви. Этот раскол длится и по сегодняшний день.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика