Проявления кризиса религии

Проявления религии проявляется прежде всего во кризиса все большей секуляризации — (освобождение от религиозного и церковного влияния) общественной и личной жизни людей. Так, в нашей стране церковь практически не оказывает никакого влияния на общественную жизнь и общественные институты. Примерно аналогичным образом обстоит дело и в других социалистических странах. Что касается капиталистических государств, то и здесь, несмотря на сравнительно большое влияние религии и церкви, наблюдается тенденция к освобождению социальных областей из-под влияния религии и церкви. Речь идет о таких сферах, как политика, право, мораль, искусство, семейно-брачные отношения, образование, различные общественные организации, быт. Правда, говорить о полном освобождении в капиталистических странах данных сфер от религиозного влияния нельзя, да и в разных государствах дела в этой области обстоят по-разному. Однако тенденция к секуляризации общественной и личной жизни, безусловно, наблюдается.

Кризис религии проявляется в падении престижа церкви в глазах все большего числа ее последователей. Как идеологическая, так и практическая деятельность церкви в целом и отдельных ее представителей все чаще становится объектом недовольства и критики не только атеистов, но и многих верующих. Это главным образом связано с тем, что церковь выступает в качестве консервативной, реакционной организации.

Кризис религии выражается в росте религиозного индифферентизма. В социалистических странах, и в первую очередь в СССР, значительная часть населения открыто и решительно порвала с религией. В капиталистическом обществе открыто объявить себя атеистом и демонстративно порвать с религией решаются далеко не все. Поэтому упадок религии в данных условиях проявляется не столько в форме разрыва с ней, сколько в форме религиозного индифферентизма. Многие люди формально сохраняют свою принадлежность к религии — совершают некоторые религиозные обряды, по самым крупным религиозным праздникам посещают храмы, дома отмечают эти праздники и т. д.,— фактически же религия не занимает в их сознании и жизни почти никакого места. Некоторые не совершают даже внешних религиозных действий, хотя и не считают себя атеистами.

Определенная часть людей — у нас и за рубежом — просто не думает над религиозными вопросами: они их совершенно не интересуют. Атеистами их назвать нельзя, но и к верующим их тоже не причислишь: они совершенно равнодушны к религии.

Некоторые верующие, теоретически признавая существование сверхъестественных сил, весьма критически относятся ко многим догматам религии, а зачастую и полностью отвергают их. Например, имеются люди, которые верят в существование бога, чаще всего даже не в традиционного «церковного» бога, а в некую абстрактную «высшую силу», но не верят в возможность чудес, в бессмертие души, в загробную жизнь и т. п. В сознании значительной части верующих религиозные представления причудливо сочетаются с признанием научных истин. Часть религиозных людей сомневается в истинности религиозного учения, хотя прямо и не отвергает его. Кое-кто верит «на всякий случай» — а вдруг бог есть?! Одним словом, религиозность современных верующих далеко не столь твердая, какой она была в прошлые времена.

Значительная часть, а в социалистических странах подавляющая часть молодежи не только равнодушна к религии, но и категорически отвергает ее, активно выступает против религиозной идеологии и морали, резко критикует деятельность церкви.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика