Православие как государственная религия

Основой силы и могущества церкви были ее огромные земельные владения и те привилегии, которыми пользовалась церковь. Достаточно сказать, что один только Троице-Сергиев монастырь под Москвой во времена царя Алексея Михайловича владел землями и крепостными крестьянами, количество которых значительно превосходило то, чем владела вся царская семья.

Рост церковного и монастырского землевладения наносил ущерб интересам государства, которое нуждалось в земельных угодьях для раздачи их служивым людям, составлявшим социальную базу самодержавия в то время. Мы уже не говорим о том, что подобное могущество церкви значительно ограничивало свободу политических действий царей, которые, предпринимая тот или иной политический шаг, должны были считаться с мнением церкви и ее главы.

Если до поры до времени не наступал резкий конфликт между царями и патриархами, то объясняется это как примерным совпадением интересов государственной и церковной власти, так и тем, что на патриаршем престоле находились люди, в основном выполнявшие волю царей, или, наоборот, на царском престоле восседали цари, подчинявшиеся патриарху (например, царь Михаил Романов — сын патриарха Филарета).

Когда же в годы правления царя Алексея Михайловича на патриарший престол взошел Никон — человек сильной воли и крутого характера, это привело к вспышке борьбы между светской и церковной властью. Патриарх Никон открыто поднял вопрос о главенстве патриарха над царем. Теоретическим обоснованием Никон выдвинул то обстоятельство, что церковь «помазывает царей на царство». «Много раз явлено,—говорил Никон,— что священство выше царства; не от царей священство приемлется, но от священства на царство помазуются».

В острой борьбе между царем и патриархом победу одержал царь. На церковном соборе в 1667 г. Никон был лишен патриаршества и осужден. Основой осуждения было обвинение Никона в противопоставлении себя царю.

Одержав победу над церковью, самодержавие постаралось полностью подчинить ее себе, сделать ее частью государственного аппарата. Эта задача была решена при Петре I, который наряду с другими реформами провел и церковную реформу. Он упразднил патриаршество, заменив его коллегиальным органом — святейшим синодом (1721). Тем самым церковь была фактически обезглавлена. Ее номинальной главой был объявлен император. Фактическим главой церкви был не синод, а обер-прокурор синода, лицо, непосредственно назначаемое императором для руководства церковными делами и наблюдения за деятельностью синода. На протяжении двухсот лет существования синода обер-прокуроры вершили всеми церковными делами, а члены синода только слепо выполняли то, что предписывала им императорская власть. Духовенство было превращено в государственных служащих: оно получало от государства жалованье и было обязано выполнять предписания государственной власти. Наряду с религиозными функциями на духовенство было возложено выполнение и чисто чиновничьих функций: ведение актов гражданского состояния, надзор за политической благонадежностью населения и т. д. Главной обязанностью православного духовенства было освящение власти императоров и защита интересов эксплуататорских классов.

Православие было официально объявлено государственной религией, а православная церковь — государственной церковью. Это означало, что поддержкой государства пользовалась в России отныне только православная церковь, которая, в свою очередь, обязана была во всем выполнять волю государственной власти. Православная идеология стала одновременно и государственной идеологией. Поэтому всякий, кто выступал против православия, рассматривался как государственный преступник, подвергавшийся лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от шести до восьми лет. В России господствовала религиозная нетерпимость. Все нехристианские религии и неправославные исповедания либо преследовались, либо были поставлены в крайне неблагоприятное положение. «Иноверцы» были ущемлены в гражданских правах. Открыто высказывать атеистические взгляды, как-то критиковать православную идеологию, церковь и духовенство было категорически запрещено.

Церковь верой и правдой служила царскому самодержавию и эксплуататорским классам России. Она вела активную борьбу с революционным и освободительным движением. Так, крестьянские восстания XVII—XVIII вв., особенно восстание под руководством Пугачева, вызывали злобную реакцию церкви. 14 декабря 1825 г. петербургский митрополит Серафим в облачении и с крестом в руках обходил на Сенатской плошади восстазшие войска и уговаривал их повиноваться царю. Церковь освятила жестокую расправу царизма над декабристами.

Антинародная деятельность церкви особенно усилилась со времени возникновения рабочего движения в России. Церковь стала яростно бороться с идеологией пролетариата — научным социализмом. В духовных учебных заведениях был введен специальный курс по «обличению» социализма. В храмах произносились проповеди откровенно политического характера. Не ограничиваясь идеологической борьбой с революционным движением, церковь принимала деятельное участие в создании таких погромных организаций как «Союз Михаила Архангела», «Союз русского народа», которые ставили перед собой целью физическую расправу с революционерами.

 

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика