Политическая программа Сунь Ятсена

С февраля по август 1924 г. Сунь Ятсен прочитал в Гуанчжоу активу партии гоминьдан курс лекций о трех народных принципах. В этих лекциях фактически подведен итог эволюции его общественно-политических взглядов и изложена программа политической, социально-экономической и идеологической деятельности гоминьдана, которой последний, по мысли его создателя, теоретика и вождя, должен был руководствоваться в деле строительства единого, независимого и процветающего китайского государства — Китайской республики.

Обращаясь в четырех лекциях к проблеме миньшэн, или — в данном контексте — социально-экономического строительства, Сунь Ятсен суммировал свои многочисленные высказывания по этому вопросу и свел их в более или менее стройную единую систему. Он, в частности, отметил, что изложенный им в «Программе строительства страны» «План материального строительства», или «Промышленный план», являлся как бы составной частью программы миньшэн.

Первая лекция посвящена подробной характеристике принципа миньшэн. 1924 год — канун великой китайской революции 1925—1927 гг., время собирания сил правительством Южного Китая во главе с Сунь Ятсеном для объединения страны. Уже было ясно, что «Запад», т. е. крупные капиталистические державы, и в первую очередь Соединенные Штаты Америки, к которым был обращен «Промышленный план», не собирался принять участие «совместно с китайским народом» во «всемирном тресте» для развития Китая «во имя мира и справедливости, Ца благо всего человечества» . Уже стало ясно также, что социалистическая революция в России добилась решающих успехов, сумела не только отстоять власть народа в борьбе против помещиков и капиталистов, но и стать независимым крупным политическим фактором на международной арене. Победа Советской власти в России представлялась тем более значительной в глазах китайской революционной партии и ее вождя, что была достигнута в упорной борьбе против соединенных сил внутренней реакции и иностранной интервенции. Последняя же осуществлялась теми же великими державами, которые железной пятой придавили к земле и китайский народ.

Обратившись в этих условиях, вполне естественно, за помощью к Советской России, Сунь Ятсен одновременно искал в ее революционной практике поддержку и подтверждение своей программы трех народных принципов. Наиболее важным и злободневным в тех условиях явился с точки зрения сравнения с русским опытом принцип народного благосостояния — минь-шэн.

И ранее, сближая миныиэн с социализмом, социалистическим учением, Сунь Ятсен подчеркивал, что видит его общность с коммунизмом. После создания единого фронта гоминьдана с молодой Коммунистической партией Китая, он продолжал подчеркивать эту общность. Однако сравнение миныиэн и коммунизма с этого момента обнаруживает двоякую цель Сунь Ятсена.

С одной стороны, он все же отмечал существенное различие между миныиэн и коммунизмом и внутри этого различия стремился показать, что по крайней мере для Китая миныиэн «лучше» и более подходит, чем марксистский коммунистический принцип. С другой стороны, он старался убедить ту часть его весьма пестрой по своему социальному составу партии, которая не питала большой приязни к коммунизму, что союз с коммунизмом как во внешнеполитическом плане (революционная Россия), так и во внутреннем (КПК) служит делу претворения в жизнь трех народных принципов, особенно принципа миныиэн.

Под такой социализм-коммунизм-согласие-благосостоя-ние можно подвести весьма широкую и потому неопределенно широкую базу. И, видимо, это также соответствовало намерениям Сунь Ятсена, потому что база партии гоминьдан была неопределенно широкой в социальном смысле. И сам Сунь Ятсен неизменно продолжал стоять на той позиции, что в Китае нет ни социальных классов, по крайней мере в западном понимании этой категории, ни тем более классовой борьбы; более того, желательна и необходима не борьба, а сотрудничество классов.

И тем не менее Сунь Ятсен подразумевал именно социализм, социалистические течения, а не что-либо иное, что, в частности, видно из следующих его слов: «Если углубиться в историю этого вопроса,то [видно, что он возник] только сто и несколько десятилетий назад». А это и есть исторический срок если не появления на мировой сцене социализма, то сравнительно широкого распространения социалистических учений со времен Великой французской революции 1789 г.

Связывая появление социализма с наступлением века машин, он вновь утверждает, что ныне машины породили социальный вопрос, а «этот социальный вопрос и является вопросом о народном благосостоянии, о котором сегодня идет речь». Учение К. Маркса «есть великое достижение человеческой мысли за тысячелетия», но в нем имеются определенные пробелы, которых лишен принцип миньшэн, утверждал Сунь Ятсен. «Марксово положение о материальном как стержне истории,— развивал Сунь Ятсен свои доводы,— неверно; стержнем истории может являться только социальный вопрос. А в социальном вопросе стержневым является вопрос о существовании [людей]… Только такая постановка вопроса будет правильной. Народное благосостояние, миньшэн, и является вопросом о существовании [людей]…

Здесь очевидно смешение двух вопросов: материалистического объяснения истории («в основе истории лежит материальное») и социальных, или классовых, отношений людей в исторический период существования человечества («содержанием истории является борьба классов» , или, говоря языком Сунь Ятсена, «социальный вопрос»). И если говорить об отличии марксистского объяснения истории от понимания «социального вопроса» Сунь Ятсеном, следует, очевидно, снова отметить, что последний признавал наличие «социального вопроса» лишь в «западном», т. е. в буржуазном, обществе и отрицал его существование, по крайней мере в теории, в Китае.

Характеризуя миньшэн как метод деятельности гоминьдана на пути преобразования Китая в сильное, процветающее государство, Сунь Ятсен определял соотношение между миньшэн и коммунизмом как соотношение между методом и целью.

Раскрывая мысль о различиях в методе, Сунь Ятсен указывал в общем виде — и в таком именно общем виде вполне справедливо,—что 99 из 100 «чистых теорий», не подкрепленных фактами, обычно неосуществимы на практике.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика