Особенности православия

Православие как особое направление христианства сформировалось задолго до 1054 г. Своеобразие православия определялось спецификой условий Византийской империи, особенностями развития феодальных отношений на Востоке. В Византии сильна была власть императоров, которые стремились полностью подчинить себе церковь. Восточные патриархи находились в абсолютной
зависимости от воли императоров, которые по своему усмотрению назначали и смещали патриархов, созывали церковные соборы, открыто вмешивались во внутренние дела церкви, в решение вопросов вероучения и культа.

Это привело к тому, что на Востоке не мог образоваться такой единый церковный центр, какой образовался в Риме. Единственно, чего удалось добиться константинопольским патриархам, это получить чисто номинальный титул «вселенских» патриархов. Но данный почетный титул не давал константинопольским патриархам никаких административных прав. Они еще сильнее зависели от императоров, чем патриархи сравнительно отдаленных от Византии провинций.

В отличие от римских пап, которые являлись не только духовными владыками, но и крупнейшими политическими деятелями, восточные патриархи были полностью отстранены императорами от участия в политике. Это постепенно привело к тому, что православие замкнулось в чисто религиозной сфере и перестало стремиться участвовать в политической жизни общества.

Наконец, православие складывалось как религиозное выражение особенностей феодального общественного строя Византии с его замедленным развитием. Это наложило свой отпечаток на характер православной идеологии и деятельности православной церкви. Для православия типичен консерватизм во всем — в вопросах вероучения, культа, церковного устройства и социально-политических взглядов.

В отличие от католицизма с его стремлением активно вторгаться в общественную жизнь и пронизывать все ее поры, характерным для православия является желание уйти от жизни, отгородиться от нее, отдалиться от «мира», замкнуться в чисто религиозной сфере, погрузиться в мистику. Даже в таком специфически религиозном вопросе, как вопрос«богопознания», православие резко отличается от католицизма и протестантизма. Если последние стремятся доказывать существование бога, ставят себе задачей «примирить» веру с разумом, религию с наукой, то православие в основном стоит на тех позициях, что бог познается,не разумом, а верой, что нужны не столько рациональные доказательства его существования, сколько мистический «опыт бо-гообщения», что верующий должен не столько рассуждать о боге, сколько молиться ему, что попытки примирить религию с наукой не нужны и бессмысленны, потому что антиразумность и антинаучность христианских догматов свидетельствуют об их «истинности» и т. п. Православие — типично иррациональное направление христианства, в отличие от «рациональных» католицизма и протестантизма.

Говоря об особенностях православия, надо учитывать, что в истории православия имели место и различные отклонения от характерных для него черт.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика