Наум Адольфович Соколов

Наум Адольфович Соколов — известный советский актер, заслуженный артист АзССР, крупный мастер драматической сцены, по словам Михаила Жарова, «легенда русского театра».

Он родился 23 апреля 1886 года, служил искусству в разных провинциальных театрах в Казани, в Одессе. А в Баку получил редкое тогда звание заслуженного артиста. В Москве Соколов работал в Театре Советской Армии рядом с большими артистами сцены. В 1934 году Наум Адольфович был приглашен в Сталинградский драматический театр имени Горького.

Путь актера Соколов начинал в 1903 году, когда неодолимое влечение к сцене привело его в театр. По высказыванию современников, он обладал поразительной сценической техникой. Среднего роста, с мягким благородным лицом, на котором выделялись светлые прозрачные глаза, он в жизни мало походил на актера. И в обиходе был не прост, его иногда боялись… Действительно, порой Соколов не вписывался в ансамбль, но шло это не от злой воли артиста: утонченность его актерской индивидуальности выливалась в самые неожиданные формы. Играл он остро и своеобразно. Так, в «Аристократах» Погодина его Костя-капитан рвал и метал, а в «Уриэль Акосте» Гуцкова, декламируя: «Нам две свечи сверкают вместо солнца», актер показывал два пальца и обводил ими круг. Голосом он владел, как певец, а играя Отелло, почти пел. «Отелло», кстати, был первым спектаклем, поставленным Соколовым в Сталинграде в 1934 году. Его Отелло с нежной ранимой душой был простодушен, доверчив, возвышен и романтичен.

Но не было и тени фальши в игре Наума Адольфовича. Лучшая роль Соколова — Федя Протасов из «Живого трупа» Толстого — вдохновенный образ, отмеченный ярчайшей выразительностью. С блестящим комедийным мастерством исполнял актер характерные роли: Швандю, Береста, Освальда. Великолепно играл Платона Кречета в пьесе Корнейчука, Войницкого, царя Федора Иоанновича, Ленина в «Кремлевских курантах».

Яркая и сложная индивидуальность актера делала его совершенно оригинальным, ни на кого не похожим. Но в этом была и своя трагедия: Соколова часто не понимали… Актер мысли, он играл мысль, и все, кто имел счастье быть рядом, чему-то научились у него. Искусство Соколова не поддается классификации: это не мхатовская школа, но и не мейерхольдовская. Его опыт достоин изучения.

Умер Н. А. Соколов 14 октября 1951 года в Сталинграде.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика