Мужество атеистов эпохи

Атеизм русских революционных демократов показывает, что они вплотную подошли к раскрытию социальных корней религии и ее социальной роли. Однако полностью вскрыть эти корни им не удалось. Главное средство в борьбе против религии они усматривали в просвещении народа.

Таким образом, буржуазный и буржуазно-демократический атеизм сыграл большую роль в борьбе против церкви и религии, в освобождении человеческой мысли от религиозного гнета. Он сыграл и определенную, подготовительную роль в возникновении марксистской философии вообще и марксистского атеизма в частности. Последнее особенно относится к материализму и атеизму Людвига Фейербаха.

Вместе с тем буржуазный атеизм был отмечен печатью классовой и исторической ограниченности и непоследовательности. Классовая ограниченность его выражалась в том, что буржуазные мыслители по большей части не ставили перед собой цель окончательного искоренения религии. Многие из них в принципе не отрицали существования бога и критиковали только традиционные формы религии, нападали на церковь и духовенство. Другие отрицали бытие бога. Но почти все думали, что религия все-таки нужна, потому что она помогает держать простой народ в повиновении. Поэтому они ратовали за освобождение религии от грубых суеверий, за секуляризацию (освобождение ог религиозного влияния) общественной жизии, но одновременно выступали за «религию разума» или «религию любви», т. е. за религию подчищенную и подновленную.

Историческая ограниченность атеистических взглядов идеологов буржуазии состояла в непонимании социальных корней религии, в недостаточной последовательности их взглядов, в том, что критика религии велась ими главным образом с позиций «разума», «здравого смысла», причем в этой критике далеко не всегда использовались данные естественных наук, в преобладании критического элемента над элементом позитивным. Все буржуазные атеисты полагали, что религия может быть преодолена исключительно просвещением. Их материализм и атеизм ограничивались материалистическим пониманием природы; социальные явления объяснялись ими с идеалистических позиций.

Но, несмотря на непоследовательность и ограниченность, домарксистский атеизм сыграл прогрессивную роль в борьбе с религией и церковью. Оценивая атеистические учения прошлого, мы обязаны помнить о тех условиях, в которых жили и трудились мыслители той или иной эпохи. Мы не имеем права забывать о мужестве тех, кто в эпоху безраздельного господства церкви и религиозной идеологии поднимал свой голос в защиту истины. Многим из них это стоило жизни.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика