Митрофан Борисович Греков

Митрофан Борисович Греков — выдающийся художник-баталист советской панорамной живописи, родился 15 июня 1882 года в Ростовской области. С детства он проявил свои художественные наклонности, много и с увлечением рисовал даже на обрывках бумаги. Поступил в Одесское художественное училище, потом почти восемь лет учился в Петербургской академии художеств по классу И. Е. Репина и Ф. А. Рубо.

Три года рядовым прошагал художник по фронтам Первой мировой войны. А в Гражданскую обратился к ее отражению в изобразительном искусстве. Более трехсот картин создал Греков на тему гражданской войны: «Трубачи Первой конной», «Чертов мост», «Корниловцы», «Тачанка» и другие. У Репина он взял реалистическую манеру письма, и его полотна полны художественной правды. Тончайшим психологизмом отличаются такие его картины, как «В отряд к Буденному», «Корниловцы».

Но больше всего привлекала Грекова панорамная живопись. Еще будучи студентом батальной мастерской академии художеств, он помогал Рубо в реставрации его панорамы «Оборона Севастополя». Панорама покорила его: «Величественное, сильное искусство,— говорил он.— Грандиозная, впечатляющая картина!» И первая советская диорама «Взятие Ростова» принадлежит кисти Грекова.

К 15-летию Октября СНК РСФСР принял решение о создании восьми диорам, которые отразили бы этапные моменты жизни советской республики. Греков первый обратился к теме Царицына. Вместе с М. И. Авиловым и П. М. Шум иным он изучал историю обороны Царицына, и перед ними предстала эпическая и грозная картина. А весной 1932 года художники приехали в Сталинград знакомиться с местами боев. Пока товарищи делали зарисовки, Греков набросал предварительный общий эскиз. На полотне изображен разгружающийся эшелон, строящаяся по рядом пехота, стоящий под парами паровоз. Однако эта работа одобрения не получила, так как изображала тыловую жизнь.

Тогда Греков вторично приступил уже к самостоятельной разработке царицынской темы.

…На полотне бой за батарею. Из-за угла неожиданно атакуют белые. Немногочисленные батарейцы мужественно обороняются. На выручку спешит рабочий отряд из Царицына. Видны заводские дымящиеся трубы, тополя, широкий простор Волги. Сильно передана ярость казаков, ожесточение и накал схватки. Превосходно передан залитый солнцем пейзаж. Здесь все подчинено законам панорамного искусства. Сейчас эта работа экспонируется в Музее Вооруженных Сил в Москве.

И в третий раз намеревался художник обратиться к теме Царицына — им была задумана панорама «Оборона Царицына». Неожиданная кончина Грекова 27 ноября 1934 года прервала его преданность этой художественной идее.

Московская студия военных художников с 1935 года носит имя Грекова. Панорама «Сталинградская битва» в нашем городе — работа художников этой студии.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика