Кризис кинопроката европы 60-х

В газетах и специальных журналах Франции и Италии много .пишут о кризисе кино, о кризисе производства, тематики, жанров. Появляются и серьезные исследования состояния кинодела в различных европейских странах. Те, кто тщательно исследует развитие различных тенденций мирового кинематографа, приходят к неутешительным выводам. За десять лет ежегодная посещаемость кинотеатров в странах, входящих в «общий рынок», сократилась вдвое. В то же время доходы американских кинокомпаний в Европе значительно возросли.

В Италии заокеанские фирмы забирают 65 процентов доходов от оборов за киносеансы, а отечественные фирмы — от 14 до 20 процентов. В Англии 80 процентов капитала, используемого для производства кинокартин, предоставляется различными американскими компаниями.

Положение, сложившееся во французской кинематографии, также давно беспокоит .прогрессивные круги страны. Газета «Юманите» еще в 1968 году писала: «Из года в год увеличивается проникновение иностранцев в кинопрокат Франции.. Так, из выручки в 249 млн. франков, полученной за год кинопрокатными фирмами, огромная доля (108 млн. франков) причиталась на долю 10 американских и английских прокатных фирм, в то время как французские группы, в той или иной степени сотрудничавшие друг с другом, получили только 103 млн. франков, остаток распределили между 22 прокатчиками специализированных кинотеатров и 69 «независимыми» прокатчиками. С дпугой стороны, количество производственных фирм значительно сократилось».

Вполне понятно, что зависимость продюсеров от мощных заокеанских прокатных фирм, а также страх потерять деньги, вложенные в производство кинокартин, повлияли на саму тематику фильмов, на весь кинорепертуар.

Наступил «бум» секса.

Вся картина европейского экрана за последние годы трансформировалась. Фильмов, которые ставят реальные социальные проблемы, становится меньше. Зато появились в обилии псевдореалистические фильмы — в них присутствует внешний жизненный антураж (обычно они снимаются на натуре), намечаются конфликты с прорывами в реальность, заняты актеры, прошедшие школу реалистического кинематографа, но в этих фильмах нет подлинной правды.

Примерно то же можно сказать и о комедии — жанре, любимом публикой. Комедий во Франции выпускается немало — плеяда блестящих комедийных актеров сделала эти развлекательные фильмы очень ходким видом кинопродукции.

В итальянском кинематографе тоже выходит немало комедий с участием Альберто Сорди и Уго Тоньяц-ци, Витторио Гасмана и Нино Манфреди, но из них во многом ушло социальное содержание, да и персонажи стали совсем другими, теперь это только ловкие авантюристы, мелкие жулики, неудачливые донжуаны.

В итальянских комедиях больше, чем во французских, примет реальной жизни. Еще не выброшен за борт «неореалистический» антураж, действие по-прежнему еще часто разворачивается на фоне неаполитанских или римских трущоб. В этих фильмах много доподлинного юмора, но это, разумеется, не юмор незабвенных «неореалистических лент», отражающих мораль тех слоев общества, которые противостояли буржуазной морали. И это не жестокий юмор «Бума», вернее, его острая сатира, сокрушающая неприкосновенные институты буржуазного правопорядка. Нет, здесь все спокойно, и веревки с бельем — лишь декорации для милого, безобидного представления, которое никого не беспокоит, зато понравится даже заокеанскому зрителю.

Несколько видоизменились и детективные ленты. Во-первых, их стали ставить режиссеры более высокого класса. И, во-вторых, они стали делаться где-то на стыке с комедией.

Ведь даже знаменитая серия о Джеймсе Бонде сделана с легкой иронией. Речь как будто бы идет о вещах серьезных — угроза войны, противоборство мировых сил, но о них говорится с некоей усмешкой, в ткань картин включены пародийные моменты. Еще более «не всерьез» сделана французская серия о похождениях Фантомаса.

В авантюрном, детективном, историческом и даже порнографическом фильме ныне обязательны совершенно новые компоненты — точно воспроизведенный быт, реальная, а не павильонная география. Если в фильме нужна Африка, то ее не будут снимать на юге Италии или в Калифорнии, а поедут в Африку. В павильонах не строят Стамбул или Касабланку — туда направляют киноэкспедиции. В структуру даже банального развлекательного фильма включаются элементы социальной жизни разных слоев общества. При возможности включается даже какая-нибудь политическая проблема.

Все это стремление «обновить», оживить угасающие жанры.

Добротный французский фильм «100 тысяч долларов на ветер», где заняты такие звезды экрана, как Лино Вентура, Бельмондо, Бернар Блие, а действие разыгрывается в Сахаре среди шоферов, участников сложной авантюрной истории,- – тоже кончается фарсовой ситуацией. В фильме существует не только реально снятая Сахара, оазисы, мусульманские базары — там возникают и отзвуки политических тем. Один из участников авантюрной истории, связанной с угоном автомобиля с ценным грузом, оказывается немцем, карателем из числа белых наемников в некоей африканской стране.

Ну а другие фильмы?

Ведь в это время на экранах мира шла лента Клода Лелуша «Мужчина и женщина». И фильм Алена Рене «Война окончена». И целая группа итальянских фильмов, затрагивающих некоторые реальные аспекты современности, в том числе и политические. Были на экране серьезные, реалистические американские и японские ленты.

Наряду с «бумом» секса можно наблюдать и своеобразное явление «политизации» кинематографа — все больше появляется фильмов, посвященных проблемам войны, мира, политической борьбы. Правда, многие из этих фильмов сделаны с позиций буржуазных («Битва в Арденнах», «Туфли святого Петра», «Зеленые береты»). Во многих из так называемых «политических» фильмов содержится лрямая или косвенная критика социализма «справа», а иногда и «слева».

Вместе с тем среди «политических» фильмов есть картины, действительно выступающие против сил империализма, реакции, агрессии.

Но кризисные явления, а также чисто буржуазная продукция явно преобладают на международном кинорынке.

Молодой итальянский режиссер Орсини в своей речи на совещании независимых кинематографистов заявил: «Я ненавижу кино в этом мире, где господствует жестокость буржуазной власти. Я ненавижу кино, потому что оно не выступает как политическая сила, могущая противостоять капиталистическому строю, выдвинуть иную альтернативу. Я ненавижу кино, потому что оно не является тем оружием, которое позволило бы мне действенно бороться с противником и уничтожить его».

Этот отчаянный возглас молодого художника можно понять—не так много сегодня в Европе фильмов, противостоящих буржуазному искусству и буржуазной морали.

К сожалению, и те режиссеры, которые публично проклинают капиталистическую систему, нередко в своих произведениях ставят псевдосоциальные и псевдополитические проблемы, занимаются мелким эпатажем и бездумным трюкачеством, которые оборачиваются той же буржуазностью.

Правда, есть и чисто экономические причины, диктующие в буржуазном кино не только темы, но и его стилистику. Кино — дорогостоящее искусство. На производство фильмов затрачиваются миллионы долларов, а на прокат — десятки миллионов. Американские кинокомпании, контролирующие многие европейские кинофирмы и поэтому полностью материально зависящие от своих заокеанских партнеров, активно влияют (часто очень скрытно, исподволь) на содержание всей кинопродукции. Они стремятся перевести стрелки и пустить локомотив европейского искусства по пути, который они запроектировали и построили.

Конечно, это не обозначает, повторяю, что в европейском кино совсем нет фильмов реалистического направления, в частности, в условиях господства заокеанских монополий и общего кризиса тематики, охвативших итальянский экран, ряд режиссеров продолжают и развивают на новой основе традиции прогрессивной кинематографии 40-х и 50-х годов.

Прошло немало времени с той поры, котда были созданы первые неореалистические -фильмы, поразившие мир силой правды и определенностью позиций художника. Просматривая лучшие ленты последнего времени, можно видеть, какие черты, характерные для неореалистических фильмов, отступили на задний план, а какие — развились и трансформировались. Изменилась проблематика фильмов, изменились также и способы кинематографического изображения. Фильмы по большей части трактуют уже не вопросы материальной жизни людей и их классовые отношения. Художники работают большей частью в сфере этических проблем.

Но дух критического реализма живет, хотя политический накал этих картин все же меньший, чем в эпоху расцвета неореализма. Некоторые итальянские фильмы — в том их значение для искусства современного Запада — по-прежнему противостоят буржуазному кинематографу.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика