Краткая история православия

Столь благожелательное отношение княжеской власти к церкви не было случайным. Русская православная церковь всемерно способствовала укреплению феодальных порядков на Руси и княжеской власти. Она проповедовала «богоустановленность» общественных порядков и настойчиво внушала мысль, что князья являются «помазанниками божиими». Отсюда следовало, что малейшее сопротивление князьям есть не что иное, как сопротивление самому богу. Церковь своими средствами старалась удержать крестьян в повиновении. Наконец, в эпоху феодальной раздробленности Руси она являлась связующим звеном, которое помогало великому князю держать в относительном повиновении удельных князей. Дело в том, что церковь была строго централизованной организацией. Все духовенство и верующие какого-либо княжества были в полном подчинении у епископа данного удельного княжества. Все епископы, в свою очередь, подчинялись митрополиту всея Руси, который имел свою резиденцию в том городе, где жил великий князь, и находился в сильной зависимости от последнего. Используя это, великие князья, а позднее московские цари стремились подчинить своей воле непокорные княжества.

Церковь со своей стороны тоже была заинтересована в централизации и усилении могущества Русского государства. Церковь очень опасалась западных соседей Русского государства, которые на завоеванных землях сразу же вводили католицизм. Лишь централизованное и сильное государство могло успешно защищать интересы православной церкви от посягательств католицизма.

С XII в. начинается упадок Киевского государства. Воспользовавшись междоусобицами князей и ослаблением страны, татарские ханы поработили Русь. На долю русского народа выпало тяжелое испытание. Однако церковь быстро сумела приспособиться к монголо-татарскому игу. Она сочла для себя выгодным жить в мире с завоевателями, поддерживать их власть. В благодарность за это поработители предоставляют церкви различные привилегии. Например, они освободили духовенство и монастыри от уплаты тяжелой дани ханам. На это обстоятельство важно обратить внимание учащихся. Дело в том, что идеологи современного православия усиленно насаждают среди верующих мысль, будто русская православная церковь «была всегда вместе с народом в его радостйх и в его горестях», что она якобы «всегда разделяла судьбу народа: вместе с ним и испытания несла, и утешалась его успехами», что она, дескать, «неотделима от народа». Подобные утверждения лживы от начала до конца. «Великое народное несчастье — татарское нашествие,— писал Г. В. Плеханов,— принесло, таким образом, очень большую пользу «богомольцам» русской земли, которые, со своей стороны, умели ценить любезность «неверных и нечестивых царей».

После разорения Киева глава русской церкви — митрополит— переезжает на жительство во Владимир, а с возвышением Москвы и Московского княжества переносит свою кафедру в Москву. Это обстоятельство сыграло важную роль в укреплении политического положения Москвы и московских князей. Духовенство создает теорию о Москве как о «третьем Риме» и московских царях как о наследниках римских и византийских императоров.

Приняв христианство от Византии, русская церковь долгое время была зависимой от константинопольских патриархов, которые назначали митрополитов, вмешивались во внутренние дела русской церкви и получали от нее значительные денежные средства. Такое положение не устраивало ни русскую церковь, ни государственную власть. Воспользовавшись затруднительным положением Византийской империи, которая переживала в середине XV в. кризис, вызванный турецким нашествием, московский великий князь Василий Васильевич в 1448 г. созвал собор, провозгласивший самостоятельность русской православной церкви. С этого момента она перестала зависеть от Константинополя.

Процесс дальнейшей централизации государства требовал усиления власти и авторитета главы русской церкви. Это диктовалось необходимостью ликвидировать не только светскую, но и церковную феодальную раздробленность. Требовалось ликвидировать или, в крайнем случае, сильно ограничить самостоятельность епископов на местах, ввести единообразие в церковном управлении и культе. Для достижения этих целей нужно было, чтобы во главе русской церкви стоял не митрополит, а патриарх. Учреждение патриаршества на Руси поставило бы русскую церковь и ее главу в одинаковое положение с древними восточными церквами. Исходя из этих соображений по инициативе царя Федора Иоанновича в Москве в 1589 г. был созван собор, на котором главе русской церкви, с согласия восточных патриархов, был присвоен титул патриарха. Первым патриархом стал Иов.

Когда завершился процесс централизации Русского государства, в системе этого государства оставалась организация, которая нарушала принцип единодержавия. Такой организацией была церковь, которая, по сути дела, являлась «государством в государстве». Такое положение рано или поздно должно было привести к конфликту между государственной и церковной властью.

Чтобы понять остроту назревшего конфликта, нужно представлять себе могущество церкви и ее главы в то время.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика