Коммерческое кино Италии 70-80 гг

С итальянским кино произошло то же, что с тем пастухом, который так часто взывал о помощи, что, когда волк и в самом деле напал на стадо, никто не прислушался к его крикам. О глубочайшем кризисе итальянского кино писалось в печати давно и доказательно, этот вопрос не раз был темой различных форумов итальянских кинематографистов, экономистов, социологов. Но к сигналам «SOS», подаваемым кино, никто серьезно не прислушивался. Государственные субсидии оставались по-прежнему мизерными, да и то попадали чаще всего не в те руки, оградительного законодательства, способного защитить национальное кинопроизводство и прокат от иностранной конкуренции (а если точнее — от многоканальной эскалации Голливуда), не принималось. Да и правда, трудно было поверить, что итальянское кино при последнем издыхании: какой же это кризис, когда в Риме, ставшем «Голливудом на Тибре», создаются значительнейшие кинопроизведения и к итальянским фильмам неизменно привлечено внимание на всех фестивалях?

Но те, кто внимательно следил за процессами, происходящими внутри итальянского кино, знали, насколько неустойчиво его положение, и не зря сравнивали его с айсбергом: наверху, на поверхности, создавая видимость благополучия, маячили десяток-полтора фильмов, привлекающих к себе всеобщее внимание и интерес, а под водой, в безвестности, анонимности, находилась масса второсортных и третьесортных лент, составляющих добрые 90 процентов продукции. Потом этот айсберг и вверху и внизу стал таять. Это началось в 1978 году. Когда кризис достиг апогея, число фильмов резко сократилось, и хороших и плохих, а затем айсберг перевернулся и на виду, заняв главенствующее положение, оказалась так называемая коммерческая продукция, кинотовар буржуазной «массовой культуры».

В чем причины этого резкого спада кино Италии — экономического, финансового, а главное, художественного? Причин очень много, острота кризиса тем и вызвана, что одновременно сошлись, совпали случайно, а в ряде случаев и не случайно, многие факторы и обстоятельства. Кризис кино происходит на фоне общего кризиса итальянской экономики: сокращается покупательная способность итальянцев и вместе с тем растут цены на билеты. Другая причина — конкуренция со стороны телевидения, причем главная опасность для кино исходит со стороны частных— так называемых «пиратских» — телекомпаний, которые непрерывно «крутят» старые фильмы. В прокате столько же американских фильмов, сколько итальянских (45 процентов — голливудская продукция, 45 — итальянская, причем многие из итальянских лент — так называемые «переодетые», о которых мы скажем ниже), большинство прокатных фирм — американские… Экономические трудности, нежелание платить налоги приводят к тому, что многие кинофирмы переводят капиталы за границу, подрывая и без того непрочное положение итальянского кино.

Нельзя забывать и о том, что итальянское киноискусство в 70-е годы лишилось многих своих виднейших мастеров — Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио Де Сики, Пьетро Джерми, Пьера Паоло Пазолини. Смена поколений осуществляется не так быстро, достойных учеников — увы! — меньше, чем было учителей, кроме того, творчество многих быстро коммерциализируется.

Но, конечно, одной из коренных причиy нынешней ситуации в кино Италии является политическая нестабильность, царящая в стране атмосфера неуверенности, страха, террора.

Нынешний спад сильно ударил и по прогрессивному направлению политического кино. Некоторые его мастера оказались в растерянности перед лицом резких изменений политической обстановки в Италии. Недостаточно четкий анализ этой обстановки, склонность к мрачным, апокалипсическим притчам завели их в тупик. Об этих процессах мы уже писали.

Сейчас нас интересует другое: не вдаваясь в исследование причин кризиса, проследить его катастрофические последствия. Один продюсер говорил, что, если итальянскому кино своевременно не помочь, его развитие затормозится на три десятка лет. При этом он имел в виду не только экономическую, производственную сторону дела, но и художественную.Итальянское кино все больше стало приобретать черты американского кинозрелища.

Впрочем, это, вероятно, происходит согласно выработанным за океаном планам. Главный результат нынешпего спада итальянского кино — падение его общего художественного уровyя — вполне соответствует директивам центров буржуазной «массовой культуры», превращающей фильм в унифицированный товар «культурной индустрии». Какого рода кинозрелище навязывают зрителям идеологи и практики «маскульта» — видно из приведенных ниже примеров.

К началу 1981 года итальянское кино уже преодолело пик кризиса: число фильмов, выпущенных в 1979—1980 годах, увеличилось почти до двухсот, приближаясь к прежним количественным показателям. Но какой ценой это далось! Утратой — или временным забвением — всех тех высоких ценностей, которые принесли кино Италии мировое признание начиная со времен неореализма. Теперь кинозрелище берет реванш.

Конечно, тот факт, что на Западе процветает кинозрелище, проникнутое жестокостью, воздействующее на низменные инстинкты зрителя, наносящее его нервам и психике «запрещенные удары», далеко не нов. Ново, во всяком случае для Италии, столь массированное наступление кинозрелища, когда его количество грозит перейти в качество при резком снижении уровня всей продукции. И отдельные талантливые и значительные произведения, которые мы видим на кинофестивалях и Неделях итальянского кицо, а иногда и в нашем прокате, привлекающие внимание советской критики и зрителей, не могут унять тревоги тех, кто давно успел полюбить гуманное и демократическое киноискусство Италии: уровень итальянской кинематографии в целом неудержимо падает!

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика