Кальвинизм и цвинглианство

Кальвинизм и цвинглианство являются разновидностями протестантизма, свободными от типичного для лютеранства известного компромисса с феодализмом. Их возникновение связано с Реформацией в Швейцарии, где в начале XVI в. начинают складываться капиталистические производственные отношения. На северо-востоке и юго-западе Швейцарии — в Цюрихе и Женеве — складываются две формы протестантизма, судьба которых была различна: цвинглианство не вышло за пределы нескольких швейцарских кантонов, кальвинизм получил довольно широкое распространение.

Как реформатор Цвингли выступил несколько раньше Лютера. Он тоже отверг «священное предание», авторитет церкви, индульгенции, церковную иерархию, духовенство, монашество, посты, почитание святых, икон, мощей и т. д. К учению о таинствах Цвингли подошел крайне рационалистически, что вызвало на него нападки со стороны Лютера и Кальвина.

Осуществление Реформации в Цюрихе происходило в условиях резкой классовой борьбы. Цвингли и его сторонники участвовали в разгроме народного движения, и такая их позиция сузила социальную базу цвинглианства. После смерти Цвингли, который был убит в сражении между цюрихскими войсками и войсками католических швейцарских кантонов, центр Реформации в Швейцарии переместился в Женеву, где сперва было введено цвинглианство, а затем утвердился кальвинизм.

Женевский реформатор Жан Кальвин был католическим священником во Франции, но в 1534 г. перешел на сторону протестантизма. В 1536 г. его приглашают в Женеву для возглавления цвинглианской церкви, однако в скором времени изгоняют из этого города. В 1541 г. его вновь приглашают в Женеву, где Кальвин получает не только религиозные, но и гражданские полномочия. Пользуясь ими, он создает своеобразную религиозно-гражданскую общину, в которой церковь играла ведущую роль. Власть в этой общине находилась в руках консистории, состоявшей из пасторов и мирян, выбираемых городским советом. Кальвин, пользуясь своим влиянием, вводит в Женеве крайне суровый образ жизни. Пасторы начинают обходить дома граждан, контролировать частную жизнь, следить за добропорядочностью, религиозным и деловым усердием граждан; за непосещение храма наказывали самым строжайшим образом, а за неверие в бога применялась смертная казнь. Гражданам запрещалось носить светлые одежды, категорически были запрещены всякие развлечения, игры, танцы. С целью увеличить число рабочих дней в году были отменены многочисленные католические праздники. Всех инакомыслящих сжигали на кострах. Много женщин было сожжено живыми по обвинению в том, что они якобы являлись «ведьмами».

Протестантское учение о «спасении одной верой» кальвинизм довел до логического конца. Согласно кальвинизму, бог заранее предопределил одних людей ко спасению, а других — к вечным мучениям. В судьбе человека изменить ничего нельзя. Но человек не знает, к чему он предопределен богом. Это выясняется в ходе самой жизни, ибо успех в мирских делах служит свидетельством благоволения бога к данному человеку, а неуспех —нерасположением бога. Поэтому каждый обязан старательно трудиться. Всякая житейская деятельность в кальвинизме рассматривается как богоугодное дело.

Кальвинизм был разновидностью протестантизма, наиболее отвечавшей потребностям буржуазии в период первоначального накопления капитала. Поэтому сразу после своего возникновения кальвинизм получил широкое распространение за пределами Швейцарии — во Франции, в Англии, в Германии, в Голландии и некоторых других странах. Во Франции стронников Кальвина стали называть гугенотами, а в Англии — пуританами.

Современный кальвинизм представляют так называемые реформатские и пресвитерианские церкви, общее число последователей которых составляет около 40 миллионов человек. В нашей стране кальвинизм никогда не получал сколько-нибудь широкого распространения. Очень небольшое число его последователей в настоящее время проживает в Западной Украине.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика