Историко-художественное значение мозаики

Bir el-Qutt, где недавно расчищены археологические остатки древнего монастыря, расположен подле самого Вифлеема. Архитектурный комплекс монастыря сосредоточен вокруг центрального дворика и состоит из храма с примыкающей погребальной капеллой, трапезной, жилых, хозяйственных и служебных помещений, а также крипт некрополя. Вход в монастырь с востока. Он вел через вестибюль непосредственно на центральный дворик. В целом монастырь занимал квадратную площадь, и только прямоугольный храм выступал за пределы ее в виде небольшого удлиненного придатка на северной стороне. Храм связан непосредственно с погребальной капеллой и внутренними переходами с трапезной, центральным двориком и остальными помещениями. По словам руководителя раскопок Корбо, план открытого им монастыря своеобразен. В Палестине нет других монастырей подобного плана. Впрочем, отсутствие аналогий, возможно, объясняется тем, что древние местные монастыри в большинстве еще не исследованы. Что же касается храма, то он, напротив, типичен по своей архитектуре и может быть назван обычным монастырским. Это продолговатая однонефная базилика с внутренней абсидой в средней части восточной стены.

Полы почти всех помещений и переходов были в свое время покрыты мозаикой. Она не всюду имела многоцветный художественный узор. В ряде помещений было в сущности одноцветное мощение, иногда из более крупных камешков (девять тессер на 20 см). Мозаикой были покрыты и стены. При раскопках обнаружены осыпавшиеся на пол отдельные разноцветные кусочки.

На вымостке пола трапезной и на трех разных участках дворика и портиков расчищены четыре мозаичные надписи, оказавшиеся древнегрузинскими, выполненными заглавным хуцури. На основании их установлено, что монастырь был грузинским, посвященным св. Феодору. Специалисты по истории грузинского языка и по палеографии относят надписи к VI в. н. э.

Нужно отдать должное автору опубликованного отчета. Он не упускает случая зарегистрировать даже небольшие остатки мозаик. В центре церковного нефа отмечен ограниченный фрагмент, который «должен был составлять часть геометрического узора». Но какие геометрические мотивы были использованы в узоре, каково было сочетание их, к сожалению, не раскрыто. Отчет не выходит за пределы кратких, строго археологических сообщений. Из него можно почерпнуть четкие сведения о составе ложа мозаики, о размерах и цвете мозаичных тессер на .некоторых участках. В отдельных случаях зарегистрированы детали. Так, пол в кухонном или хлебопекарном помещении выложен белой диагональной кладкой с цветочками розового и черного цветов, расположенными рядами на расстоянии 26 см один от другого. Приведена даже случайная аналогия. Но в целом отчет не дает описания ни форм орнамента, ни характера цветовых сочетаний в нем. Поэтому сопоставление мозаик Bir el-Qutt с подобными ему не может быть выполнено достаточно полно.

Автор отчета сравнительно дольше задерживается на мозаичной вымостке трапезной. Он считает последнюю «самым красивым и лучше сохранившимся из всего монастыря участком», а ее мозаичный пол — «основным, что характеризует помещение». Действительно, пышный узор его представляет собой не только художественный интерес, но имеет и важное историко-художественное значение. «Среднее поле, — читаем в описании, — это красивое плетение геометрических мотивов (семь тессер на 10 см), сделанное из тессер разных цветов: белого, ярко-розового, черного, лазурного, зеленого. Поле ограничено со всех сторон обрамлением из семи рядов кладки, которое отделяет его от белой каймы диагональной кладки».

Мозаичный настил трапезной в Bir el-Qutt в самом деле может на первый взгляд произвести впечатление «красивого плетения геометрических мотивов». Но, как показывает приложенный к отчету фотоснимок, плетения на нем нет совсем. Узор образован простым повторением одних и тех же звеньев или основных ячеек, выполняющих роль своего рода рапорта. Звенья располагаются восьмью рядами, одно возле другого, по четыре в ряд.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика