Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов)

Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов) — известный церковник России, черносотенец и антисемит. Он родился в хуторе Большом Марийской станицы области Войска Донского в ноябре 1880 года, закончил Петербургскую духовную академию и был назначен преподавателем в Ярославль. Однако такая деятельность не удовлетворяла его, и вскоре Илиодор отправился в Почаевскую лавру на Волыни, в идеологический центр черносотенного направления, а в 1907 году появился в Царицыне.

Обосновался он в заполотновской части города, где начал строить монастырь (Свято-Духов), а потом расширять его и рыть катакомбы, собрав вокруг себя воинствующих единомышленников. Это было время, когда по всей стране бесновалась реакция на первую русскую революцию, когда вершились казни и убийства, висели «столыпинские галстуки». Илиодор — фигура, порожденная реакцией. Он как сторонник монархического «Союза Михаила архангела», сразу включился в погромную деятельность.

Обладая неуемной энергией, религиозным фанатизмом, он заставлял народ трепетать перед «страхом божьим». Он эпатировал царицынскую публику, сжигая чучело — «гидру революции». Илиодор устраивал многолюдные шествия к источнику Девятой пятницы в Городище с моленьями, с хоругвями, со злобными выкриками, особенно ненавидя «интеллигентов». Собрав хулиганствующую паству, он направился на пароходе вверх по Волге, заставляя падать на колени зевак, и во все концы рассылал написанные кровью письма. В Царицыне Илиодор организовал «Союз православных братчиков», и его защищал сам епископ саратовский Гермоген.

Социальная демагогия создала ему толпы поклонников из люмпенов, из мелкобуржуазной и мещанской среды. Илиодор обрушивался на богачей с их роскошью, на либералов, на правительство за недостаточную борьбу с революцией. Дважды было принято постановление о его переводе из Царицына, но он, укрывшись в монастыре, не ел, не пил и выдержал 20-дневную осаду полиции; к тому же в заступниках у него был придворный старец Распутин.

Губернатор Столыпин требовал удаления Илиодора из Царицына, но вопреки этому царицынские церковники защищали его, говоря, что «его проповеди возбуждают отвращение к греху и порокам». Правая пресса возносила ему хвалу. Он был принят самим императором Николаем II, имя его стало известно всей России.

Однако после ссоры с Распутиным Илиодора выслали во Флорищеву пустынь, а в 1912 году он отказался от православной веры, был лишен сана иеромонаха и монашества. Обвиненный в подстрекательстве к убийству Распутина, он бежал в Норвегию. В 1920—1921 году Илиодор вновь появился в Царицыне, его привязанность к нашему городу была неистребима.

Здесь он основал так называемую «живую церковь» — нечто приспособленное к новым условиям жизни. Пытаясь играть роль религи-озно-монархического вождя, он даже называл себя «русским папой». Заигрывая с советской властью, он выступил против патриарха Тихона, но в конечном счете его «живая церковь» потерпела крах.

Труфанов жил в Америке, работал швейцаром, скончался в 1952 году. Изданы записки Илиодора, его имя фигурирует в нескольких романах, в том числе у Пикуля.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика