Загадка Сурамского туннеля

Это случилось в начале века, на Сурамском перевале, где строители пробивали туннель. Его проходили с двух сторон. И вот настал день и час, когда идущие навстречу друг другу должны были встретиться. Но встречи не произошло. Трижды производитель работ проверял расчеты и не находил ошибки. И не было инструментов, которые могли бы ему помочь.

Выходило — вся многодневная, трудная работа оказалась напрасной. Надо было все начинать сначала. В отчаянии инженер решил, что не имеет право простить себе эту грубую ошибку. И он покончил с собой. А через каких-нибудь два часа встреча все-таки состоялась. Оказалось, что виновата самая обыкновенная рулетка: ее неисправность отразилась на точности измерения и привела к ошибке. Туннель на Сурамском перевале существует и поныне, а погибшему инженеру поставлен памятник: люди умеют ценить настоящее чувство».

Так образно и романтично описали несколько лет назад Э. Евсеенко и В. Динов строительство Сурамского туннеля в статье «Долг и совесть инженера» («Литературная газета», 1962 г., 22 ноября).

Автор много раз рассказывал об этой истории школьникам и студентам младших курсов Новосибирского геодезического института в беседах о профессии геодезиста. И вот однажды, осенью 1962 г., студент Абибо Гиоргадзе, заинтересовавшись этим рассказом, а может, усомнившись в нем, написал письмо в редакцию газеты «Заря Востока» (Тбилиси). Редакция послала его в управление Закавказской железной дороги.

Ответ, который выслал ему 12 декабря 1962 г. заместитель начальника Закавказской железной дороги И. Маринашвили, весьма интересен. Привожу его в полном виде.
«Руководителем работ по строительству туннеля на Сурамском перевальном участке был инженер путей сообщения Ф. Д. Рыд-зевский, который ранее строил севастопольские туннели.

В октябре 1888 г. в торжественной обстановке состоялось соединение двух ходов, пробивавшихся с разных сторон туннеля. Оси пробитых галерей сошлись с удивительной точностью.

Приемочная комиссия выразила благодарность Рыдзевско-му. Версия о самоубийстве инженера, не дождавшегося соединения ходов, является выдумкой.

Обелиск у западного портала туннеля воздвигнут в память о пребывании на месте работ в 1888 г. царя Александра III. Открытие движения поездов через туннель по новой трассе Сурамского перевала состоялось 16 сентября 1890 г. Недавно мы отмечали 90-летие первой железнодорожной линии в Закавказье — Поти — Тбилиси».

Как сообщил нам доктор технических наук профессор А. Ф. Лютц, по расчетам студентов НИИЖТ, для 10-секундного теодолита, с которым работал Ф. Д. Рыдзевский, при длине туннеля в 4 км допустимая ошибка сбойки туннеля составляла 30 см, тогда как фактическая ошибка получилась всего 12 см!

Так развеялась легенда и восстановлено доброе имя инженера Фердинанда Донатовича Рыд-зевского.

Но как и когда возникла эта легенда?

В заметке «Конец одной легенды» (о тайне Сурамского туннеля), напечатанной в журнале «Знание — сила» (1963, № 5), мы просили читателей помочь поставить точку над «и» и попытаться установить, что за таинственное самоубийство молва приписала строителю туннеля инженеру Рыдзевскому.

Автор получил несколько писем. Особенно интересные материалы прислал доктор технических наук профессор Д. Н. Оглоблин (Донецк), благодаря любезности которого появилась возможность закончить рассказ о Сурамском туннеле.

Как пишет профессор Д. Н. Оглоблин, журналист А. Карапетян (Тбилиси) на основании изучения архивных документов, периодической литературы и отдельных изданий пришел в 1960 г. к следующим результатам (газета «Гудок», 1960 г., 30 октября).

В сентябре 1888 г. царь Александр III с семьей отправился в поездку по Кавказу. В числе сопровождавших его лиц был и министр путей сообщения К. Н. Посьет. В одной из бесед с Рыдзевским министр выразил пожелание, чтобы встреча двух ходов туннеля состоялась в дни пребывания царя.

Заручившись согласием Рыд-зевского, Посьет доложил царю, что 11 октября должно состояться соединение ходов. Но к назначенному дню программа не была выполнена, так как последние метры туннеля оказались самыми трудными. Со стороны Беглета все время приходилось работать чуть не по грудь в воде. Был слышен стук инструментов с противоположной стороны, но казалось, что стучат где-то выше.

Над головой Рыдзевского собрались тучи. Посещение царем строительства прошло негласно, газеты о нем не писали. Ставилась под сомнение сама идея постройки такого сооружения силами государственного аппарата (туннель строился временным управлением казенных железных дорог, вице-председателем которого был Рыдзевский). Под ударом оказался и адмирал Посьет.

12 октября 1888 г. Посьет вызвал к себе в Михайлово Рыдзевского на доклад. Он упрекнул инженера в просчетах, но тот ответил, что никакого просчета нет.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика