Духоборы и молокане

Во второй половине XVIII в. в России появляются так называемые духоборы и молокане.

Эти секты отвергают все православные таинства и обряды, не признают святых, икон, мощей, постов, церковных молитв, отрицают духовенство и монашество. Возглавляют секты начетчики и выборные председатели общинных советов.

Духоборы отвергают Библию. Основой их вероучения является так называемая «Животная книга» — совокупность устных преданий об истории данной секты и «пророчества» о ее будущем. На молениях духоборы поют псалмы.

В отличие от духоборов молокане признают Библию, но понимают ее «духовно», т. е. аллегорически, в переносном смысле. Это же относится и к христианским догматам. Например, учение о троице молокане понимают так: бог-отец — это память, бог-сын — это ум, а бог-дух святой — это воля. Троица, по мнению молокан, воплощена в каждом верующем-молоканине. Крещение они понимают как принятие молоканского учения, а причащение— как «вкушение слова божия». Особое внимание у молокан уделяется нравственной стороне жизни.

По учению духоборов, люди рождаются свободными и равными друг другу. Поэтому необходимо добиваться равенства положения и имущества в земной жизни. Основываясь на таком учении, ранние духоборы предприняли попытку создать среди своих последователей своеобразные «коммуны». Однако эти попытки были безуспешными. Внутри коммун равенства достигнуть не удавалось: «старцы» и «наставники» эксплуатировали рядовых духоборов и наживались за их счет.

Царизм преследовал духоборов и молокан. Спасаясь от преследования, часть духоборов в XIX в. эмигрировала за границу: в Канаду, США, Уругвай. Другие были сосланы на юг России, на Дальний Восток.

В настоящее время небольшие группы духоборов встречаются в областях Центрально-Черноземной зоны и на Кавказе, а небольшие группы молокан — в Закавказье, на Украине, в Оренбургской области и на Дальнем Востоке.

 

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика