Голливуд 70-х годов: тактика и стратегия

С начала 70-х годов в американской и западноевропейской литературе все чаще встречается термин «новый Голливуд». Авторы ряда монографий и множества журнальных статей стремятся доказать, что старый Голливуд умер и что на его месте возник новый Голливуд, не имеющий почти ничего общего со старым. Так, автор вышедшей в 1975 году в США книги, которая так и называется — «Новый Голливуд», Эскел Мэдсен, писал: «Старый Голливуд — место, где Глория Свенсон и Хэмфри Богарт оставили отпечатки своих рук,— безвозвратно ушел в прошлое. Теперь на Голливудском бульваре остались только звезды, выложенные цветным гранитом на асфальте. Классический Голливуд умер около 1950 года».

Подобные категорические суждения о гибели старого Голливуда и возникновении Голливуда «нового» основываются в первую очередь на том, что американский кинематограф активно ищет сегодня новые средства воздействия на публику; он меняет свою тактику, предлагая зрителю — гораздо чаще, чем это бывало прежде,— не только чисто развлекательную стандартную продукцию, но выпуская на экран и фильмы серьезного, в частности, политического содержания, несущие в себе довольно острую критику отдельных явлений капиталистической действительности. Однако с самого начала стоит оговориться: ни изменения структуры американского кинопроизводства и проката, ни проникновение новой проблематики на экран, ни отказ от некоторых коммерческих штампов, ни трансформация традиционной «системы звезд», ни другие новации, о которых столь охотно и часто говорят как поклонники, так и критики «нового Голливуда», не принесли с собой принципиальных перемен, если иметь в виду стратегию кино США; его сущность, его идейная направленность остаются прежними и неизменно согласуются с целями пропаганды американизма, защиты капиталистических порядков и буржуазного образа жизни.

Именно поэтому ^совокупность новых явлений, наблюдающихся в американском кинематографе, по традиции отождествляемом с Голливудом, требует самого внимательного и развернутого анализа, с учетом социально-экономических и политических факторов, влияющих на обстановку внутри США и за рубежом страны, с учетом экономики собственно кинопроизводства, особенностей прокатной политики на внутреннем и западноевропейском рынке и, разумеется,— характера самой кинопродукции. Лишь на основе такого анализа можно верно представить себе суть «нового Голливуда» и определить его место в современной культуре и политической жизни США. Не имея целью исчерпывающе охарактеризовать все аспекты проблемы, попытаемся хотя бы в общей форме выяснить, что произошло в Голливуде за последнее тридцатилетие, чем отличается «новый» Голливуд от старого, каковы его стратегия и тактика сегодня.

В географическом смысле слова Голливуд — один из районов Лос-Анджелеса, некогда бывший его пригородом.-От других районов города его отличает обилие кинотеатров, среди которых одна из старейших достопримечательностей — «Китайский театр», знаменитый тем, что у его входа на асфальте-оставлены отпечатки рук, а иногда и следы ног «звезд» американского кинематографа. Но теперь здесь уже нет павильонов крупных кинокомпаний в таком количествё, как раньше: они переехали в другие районы Лос-Анджелеса. В Голливуде сегодня сосредоточены магазины с сувенирами, рестораны и отели.

И тем не менее «Голливуд» — не только географическое понятие. Для большинства американских и европейских зрителей он остается символом кинематографа вообще. Еще сравнительно недавно Голливуд был в их представлении страной-сказкой, «фабрикой грез», неким кинематографическим раем, где магия экрана воплощала сны и явь. Даже в самые трудные для Америки годы, годы экономической депрессии, когда по дорогам страны бродили многие тысячи лишенных крова и пищи людей, когда безработные выстраивались перед закрытыми воротами фабрик и заводов, Голливуд процветал. Люди шли в кинотеатры, чтобы забыться, отвлечься от жизненных невзгод.

Правда, и в те годы Голливуд был не только «фабрикой грез», мощной отраслью индустрии развлечений, поставщиком утешительных мифов. Время от времени голливудские режиссеры создавали и значительные реалистические фильмы, подобные «Гроздьям гнева» и «Табачной дороге» Джона Форда, которые правдиво и страстно говорили о глубоких противоречиях американской действительности. Здесь работали Чарльз Чаплин, Фрэнк Капра и Орсон Уэллс; здесь были сняты «Огни большого города», «Великий диктатор», «Гражданин Кейн»…

Долгие годы Голливуд неизменно процветал, доходы его росли, экономика развивалась. Так было до конца 40-х годов. Потом разразилась катастрофа. Постановление Верховного суда от 31 декабря 1946 года о разделении производства и проката, конкуренция телевидения, а также ряд других причин подорвали монополию Голливуда, что болезненно ударило по его экономике. С этого времени для Голливуда наступил тяжелый период. Катастрофически сокращался объем производства. Если в лучшие времена в голливудских студиях делалось 700 фильмов в год, то уже в 1951 году здесь было выпущено около 400 фильмов, в 1954-м — 235, в 1961-м — примерно 160. Сокращение производства привело к увольнению служащих. За одно десятилетие, с 1946 по 1956 год, число актеров, работающих по длительным договорам или в штате голливудских киностудий, уменьшилось с 742 до 229, а количество режиссеров сократилось со 160 до 92. Голливуд впервые узнал, что такое безработица.

Серьезные трудности переживала и система проката. Широкое распространение телевидения, появление новых средств развлечения вызвало закрытие многих кинотеатров; их число в США упало с 21 тысячи в 1946 году до 12,1 в 1967-м. Недельная посещаемость снизилась с 90 миллионов человек до 46,5 миллионов, то есть почти вдвое.

Это был удар не только по экономике, но и по престижу. Всесильные кинокомпании, испытывая финансовые трудности, стали распродавать свой реквизит и гардероб, закрывать пустующие павильоны. Поэтому, когда Чаплин заявил в 50-х годах, что Голливуд умер, он был недалек от истины.

Сокращение кинопроизводства и снижение посещаемости кинотеатров продолжалось в США примерно до середины 60-х годов. Начиная с этого времени голливудские кинокомпании постепенно приспособились к новым условиям существования, нашли источники новых доходов, нее объединили свои капиталы с индустриальными и банковскими монополиями, открыли и освоили новые важные рынки сбыта. Переломным для Голливуда оказался 1968 год, когда на волне молодежного и антивоенного движения в Америке возник новый общественный интерес к кинематографу. Увеличился объем кинопроизводства. Число фильмов, которые производятся в системе Американской киноассоциации (МПАА) начиная с 1968 года, растет. В 1973 и 1974 годах оно составляло 246 и более 250 названий в год соответственно. Увеличиваются и прибыли от проката. В 1974 году общий доход прокатчиков составил 1,9 миллиона долларов; номинально это самая высокая цифра за всю историю американского кино, превышающая рекордные показатели прошлых десятилетий, в том числе и данные 1946 года, когда доход равнялся 1,7 миллиарда долларов (правда, следует учесть повышение цен на билег ты и значительную девальвацию доллара).

Подобные высказывания, которыми пестрит сегодня американская пресса, нельзя принимать всерьез. Они носят откровенно рекламный характер. И в этой связи стоит задаться таким вопросом: умер ли старый Голливуд? Какие действительно новые явления произошли в «новом» Голливуде? И так ли уж нов «новый» Голливуд?

Очевидно, многие процессы, происходящие в «новом Голливуде», являются продолжением тех, которые происходили в старом, классическом Голливуде. К числу таких явлений относится, например, дальнейшее сращивание голливудских кинокомпаний с промышленными монополиями и поглощение кинопроизводства индустриальным капиталом. Так, известная компания «Парамаунт», один из самых влиятельных членов «великой пятерки» голливудских кинофирм, теперь является филиалом треста «Галф энд Вестерн индастрис», который занимается транспортировкой индустриальных товаров, кабельным телевидением, табачной промышленностью и кондитерским производством во Флориде и Доминиканской Республике. Компания «РКО» стала филиалом другого треста — «Дженерал Тайр энд Роббер К°», который специализируется на производстве самолетов и пневманических аппаратов.

Таким образом, крупные промышленные и финансовые компании все больше средств вкладывают в кино, поскольку видят в нем доходную сферу бизнеса. Голливуд притягивает новые капиталы, происходит все более тесное сращивание кинопроизводства с коммерцией вообще.

Поглощение кинокомпаний крупными индустриальными монополиями — не новая тенденция в американском кинобизнесе. Однако в последние годы кино все в большей степени учитывается стратегией капиталистических монополий. В этой же связи должны рассматриваться и все более откровенные и активные усилия голливудских компаний с целью достичь монопольного господства в странах Европы и «третьего мира». Сегодня Голливуд осуществляет политику экономической и идеологической экспансии на основе прямого вторжения американского капитала в систему производства и проката многих европейских стран, в том числе таких, как Англия, Франция, Италия.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика