В ожидании праздника пасхи

В ожидании Пасхи

Большинство населения левого берега Волги, находящегося напротив Царицына, составляли переселившиеся сюда в 1869—1870 гг. казаки Астраханского войска, люди степенные и набожные. Жить по заповедям Христовым и чтить законы церкви учились они с малых лет и исполняли эти незыблемые правила до конца дней своих. Особенно строго соблюдали посты и очень любили торжественный праздник Светлого Христова Воскресения. К нему готовились, начиная с первых дней Великого поста, времени, когда каждый истинный христианин скорбит и молится о своих грехах особенно тщательно, кается и очищает себя перед Богом. И в эти дни казаки и казачки хутора Букатиных (ныне г. Краснослободск) чаще обычного посещали храм Николая Угодника, читали в свободные минутки Библию, усердно молились. А в воскресенье в церковь шли всей семьей, не исключая самых маленьких ее членов.

Предпасхальный пост — весенний, время полевых и садовых работ в крестьянских хозяйствах. После долгой зимы надо привести в порядок дома и подворья, чтобы к празднику все сияло чистотой, везде было уютно и красиво.

Самым трудоемким и необходимым считался вывоз в сады, в специально вырытые между деревьями ямы накопившегося за зиму навоза — помета от животных подворья. Кроме того, ремонтировались кухни, сараи, подполья, конюшни. Женщины мыли кадушки из-под капусты, яблок, огурцов и другой засолки. Затем в перевернутом вверх дном виде эти 100—150 литровые емкости дожидались очередных осенних заготовок.

Казачки приводили в праздничный вид свои жилища: белили стены и потолки, мыли окна. Отцы подрастающих казачат частенько в свободное время занимались с детьми муштрой, обучали их езде на лошади, помогали выработке у своих чад военных навыков. Казачьи дети росли в послушании и так же, как их родители, постились и ходили в церковь. В период поста им не разрешалось играть в коллективные игры, и родители строго за этим следили, потому что всяческое проявление активного веселья в пост запрещалось. Взрослое население в это время никогда не собиралось на вечеринки, из песен звучали только тихие колыбельные над кроватками малышей. А бабы даже посудачить у колодца не решались, совестно заниматься пустословием в такие дни, и яркие, светлые наряды до Пасхи не надевали.

В период поста, когда в пищу употреблялась только растительность, астраханские казачки пекли пироги с начинкой из тыквы, яблок, моркови, свеклы. Любили готовить популярную в то время мамалыгу — настоявшийся на фруктах, процеженный и прокипяченный с мукой компот. А особым лакомством являлись щи с грибами без мяса и сала.

Митрополит Герман на богослужении в храме Иоанна Предтечи
Митрополит Герман в храме

Излишки молока, яиц и другой животной пищи, которую употребляли в пост только младенцы, ослабленные или тяжело больные хуторяне, переправляли паромом в Царицын. Иногда на продажу, но чаще всего их отвозили в дома, где жили учителя и врачи, к которым астраханские казаки питали большое уважение и старались хоть чем-то им помочь.

В Чистый четверг по всему хутору топились бани, иногда по два раза в день, чтобы каждый успел хорошенько попариться и чистым встречать Светлый праздник.

За неделю до Пасхи женщины обязательно занимались вышивкой, чтобы к Чистому четвергу убранные и вымытые комнаты можно было украсить искусно сделанной накидкой на подушку или расшитым постельным покрывалом.

В субботу казачки ставили сдобное тесто на молоке, яйцах, масле и пекли куличи, отварами трав красили яйца. В этот последний день Великого поста ничего не ели вообще, пили только воду. Закончив все приготовления, празднично принарядившись, хуторяне шли в церковь на торжественное богослужение. Кто выстаивал всю всенощную, а кто лишь под утро нес в церковь для освещения куличи и яйца, но каждый шел поклониться рожденному Христу, и всюду слышалось радостное: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

А утром жители хутора Букатиных разговлялись куличами и крашеными яичками, пили молоко и калмыцкий чай со сливками.

Все расцветало с воскресного дня в душах людей, звучали песни, в домах пробуждалось веселье. Христос воскрес!

Суровая и многотрудная судьба была у наших предков, но слушая истории о прошлом, не перестаешь удивляться, как бережно несли они в своих сердцах Веру Христову, передавая ее из поколения в поколение, чтобы не заглохла она и не погиб в безверии русский человек.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика