Василий Иванович Иванов

6 июня 1956 года был реабилитирован Василий Иванович Иванов — начальник строительства Сталинградского тракторного завода и первый его директор, из тех, кто воевал за Советскую власть и создавал индустриальную мощь страны. Он родился в 1885 году в каменном подвале Петербурга в семье рабочего-медника.

С десяти лет учился минному делу в морской школе Кронштадта, где преподавал А. С. Попов, изобретатель радио, плавал на кораблях и с 15 лет уже ставил мины. Имея независимый характер, Иванов восставал против зуботычин и унижений матросов, участвовал в забастовках. Позже, на заводах, заработал себе «волчий билет» — за свой зычный голос агитатора и бунтаря.

Иванов штурмовал Зимний, а военная его биография — как легенда: он командовал железнодорожными узлами на Украине, разоружал казачьи эшелоны, с армией Ворошилова восстанавливал рычковский мост на Царицын, выдворял иностранные миссии, вооружавшие контрреволюцию, усмирял батьку Махно. Был дважды ранен. После войны Иванов страстно хотел учиться, но страна выдвигала его на крупные партийные и хозяйственные посты.

1 октября 1928 года Василий Иванович прибыл в Сталинград. Он увидел лишь голую степь и колышки. Страна готовилась к коллективизации, и нужен был гигантский завод массово-поточного производства тракторов с передовой технологией, уже заказанной в Америке. Наконец был выдан проект на 30-сильный трактор типа «Интернационал». На тракторный тогда работала вся страна, а «Красный Октябрь» переходил на выпуск качественных сталей для нужд СТЗ.

Тогда нужны были только темпы. Из Америки прибывали специалисты. Но сезонники с Покрова уходили домой в деревни, в бараках их заедали клопы, молодые инженеры постоянно жаловались на трудности. Но Иванов видел перспективу и умел убеждать словом: сезонники и молодые инженеры организовались в ударные бригады, рабочие повели бой за чистоту. Сам Иванов в те дни не вылезал со стройки. Казалось, от перенапряжения он свалится, но он только чернел и не сдавался.

Иванов взял на себя большой риск: закладывать фундаменты цехов до прибытия машин из Америки, куда отправился сам. Зная английский язык, он общался с Фордом. Директор строительства сумел овеять революционной романтикой гигантскую стройку: с невиданным энтузиазмом работали комсомольцы-семитысячники, на лютом морозе монтируя высотные конструкции. К 12 февраля 1930 года основные цехи были готовы. Из Америки шло оборудование. Монтаж завода превратился в еще одну невиданную схватку.

17 июня 1930 года с конвейера завода сошел первый трактор — подарок XVI съезду партии, чтобы показать высокомерному миру капитала, чего стоит рабочий класс Страны Советов. Гремели духовые оркестры — это был звездный час Иванова, его сбывшаяся мечта. Ведь именно так называется его рассказ о себе в книге «Люди Сталинградского тракторного». Он получил приветственную телеграмму Сталина, орден Ленина.

Однако от великого напряжения всех сил Василий Иванович тяжело заболел, долго лежал в бреду и руководить заводом уже не смог. А завод лихорадило: от недопоставок, от низкой квалификации «ком-сы», но в 1932 году тракторный завод вышел на проектную мощность и был награжден орденом Ленина.

Иванов уже работал на Прибалхашстрое, налаживал производство меди для обороны страны. Там, в Балхаше, висит стенд с этим дорогим именем, есть улица Иванова (была такая улица и в Сталинграде) .

Имя его сына — Коммир, то есть коммунистический мир,— много говорит об этом неистовом большевике.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика