Буддийское вероучение

Основные догматы буддизма изложены в «священном писании» этой религии, которое называется «Трипитака» («тройная корзина»).

«Трипитака» состоит примерно из 10 тысяч страниц. В первой книге излагаются правила управления буддийскими общинами; во второй содержатся поучения, приписываемые Будде; в третьей сформулированы основные догматы буддизма. Буддийское «священное писание» было составлено в период с III в. до и. э. по VII в. и. э.

Буддизм представляет собой весьма своеобразную религию, напоминающую философское учение. Особенностью буддизма, отличающей его от других религий, является то, что он не представляет бога в виде конкретной личности, а признает существование некоторого безликого духовного начала, называя его «Буддой в себе» и «Буддой в нирване». Другой особенностью буддизма является признание непрерывного изменения в мире, признание того, что все предметы и явления связаны между собой, что все регулируется законом причины и следствия.

Хотя буддизм содержит в себе много философских положений, тем не менее это религия, а не философское учение, потому что в буддизме имеются вера в сверхъестественное, религиозный культ, религиозная организация.

Буддизм учит, что материальный мир не существует самостоятельно. Он является проявлением божественного духовного начала. Все существующее состоит из «дхарм», находящихся в постоянном движении. Различные сочетания дхарм образуют многообразие предметов и явлений природы. Соединение дхарм приводит к возникновению предмета, а распад их — к его исчезновению. Однако смерть живого существа не означает его полного исчезновения: распад данной комбинации дхарм ведет к образованию новой комбинации и, следовательно, к появлению нового живого существа. Поэтому, согласно буддийскому учению, жизнь есть сплошная цепь бесконечных перерождений. Но в этих перерождениях наблюдается известная преемственность: каждое живое существо и каждый человек несут ответственность за все предыдущие перерождения. Отсюда следует, что общественное
положение человека и условия его жизни зависят от его поведения в более ранних перерождениях. Если человек занимает высокое общественное положение, если он богат и знатен, значит, он был добродетелен в предыдущих перерождениях. Если человек беден и влачит жалкое существование, значит, он в прошлом вел греховную жизнь. Это учение призвано доказать, что трудящиеся сами виноваты в своем бедственном положении, ибо их далекие предки вели греховную жизнь.

Космология и космогония буддизма фантастичны. По учению этой религии, Земля плоская. В центре ее находится огромная гора Сумэру. Вокруг нее вращается Солнце, Луна и звезды. По разные стороны Сумэру расположены четыре больших и восемь малых материков и различные моря. На Земле обитают люди и животные, а на небесах — духи и боги. Весь мир и населяющие его живые существа — люди, животные, боги и духи — появились из пустоты. Породило этот мир безликое божественное начало, существующее вечно. По истечении определенного периода времени материальный мир должен исчезнуть и тогда снова должна воцариться пустота. Кроме видимого мира, есть еще два невидимых мира. Первый из них — высший мир — представляет собой обиталище высочайшего божественного существа. Это царство совершенной пустоты и абсолютного покоя — нирвана. Второй мир — царство блаженства. Его населяют существа праведные, но еще не достигшие совершенства и не погрузившиеся в нирвану.

В высшем мире дух совершенно свободен от уз материи и пребывает в полном бездействии и покое, т. е. в состоянии нирваны. Во втором мире дух тоже не связан материальными узами, но находится в действии, общается с низшим миром. Наконец, в низшем мире, населенном людьми и животными, дух связан узами материи и борется за свое освобождение от этих уз. Освобождение от материи достигается путем перерождений. При добродетельной жизни каждый человек может стать буддой, а при греховной жизни попадает в подземное царство, где его ждут адские мучения. Для достижения состояния будды человек должен исповедовать буддизм, отрешиться от всех радостей земной жизни, подавить в себе страсти и желания, выполнять обряды буддийской религии, усердно молиться и следовать наставлениям буддийских священников — лам.

Важнейшим положением буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Это положение тесно связано с четырьмя «великими истинами», якобы возвещенными самим Буддой: всякое существование есть страдание; причина страданий заложена в самом человеке — это жажда жизни, жажда наслаждений, жажда власти и богатства; прекратить страдания возможно— для этого надо освободиться от жажды жизни, достигнуть такого состояния, когда всякое желание подавлено и всякое сильное чувство отсутствует; поведение правоверного буддиста должно состоять из праведного воззрения, праведного стремления, праведного поведения, праведной речи, праведного учения, каковым признается только буддизм.

Учение буддизма в превратной религиозной форме отражает и оправдывает положение трудящихся в эксплуататорском обществе. Буддизм возводит страдание в абсолют, объявляет его нормой человеческой жизни и законом всякого бытия. Этим он узаконивает тот общественный строй, который порождает страдания трудящихся масс. Важнейшим этическим положением буддизма является учение о необходимости безропотного перенесения страданий. Учение о нирване как об идеале, к которому должен стремиться каждый последователь этой религии, уводит трудящихся буддистов от мысли о необходимости бороться за лучшую земную жизнь, приучает к полной пассивности и бездеятельности.

 

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика