Бинокулярное зрение по сравнению с монокулярным

бинокулярное зрение по сравнению с монокулярным и одновременным дает человеку следующие основные преимущества: 1) регулирует деятельность конвергенции; слияние без правильной работы конвергенции было бы невозможно: потребность в слиянии принуждает конвергенцию к правильной работе; 2) дает возможность лучше оценивать расстояния; 3) усиливает воспринимаемую яркость объекта (бинокулярная суммация); это заметно, например, при бинокулярной фиксации одной буквы в диплоскопе —- при закрывании отверстия перед одним -из глаз воспринимаемая яркость белого фона, на котором изображена буква, заметно ослабевает; 4) обеспечивает восприятие третьего измерения и дает ощущение рельефа.

Суждение о третьем измерении непосредственно зависит от способности чувственного отдела аппарата бинокулярного зрения «относить» бинокулярные зрительные ощущения в различные плоскости в зависимости от того, возникли ли они вследствие раздражения корреспондирующих или диспаратных точек сетчаток. Конвергенция и чувственный отдел аппарата бинокулярного зрения при оценке третьего измерения играют различную роль. Конвергенция главным образом дает представление о расстоянии до предметов, а чувственный отдел — о рельефе предметов и глубине пространства.

Конвергенционные движения обеспечивают возможность бинокулярного зрения, с которым связано суждение о третьем измерении и о рельефе, но прямой зависимости этого суждения от конвергенционных движений нет.

Одноглазый также видит рельеф на картине, но создает это ощущение не сам, а получает его готовым от создавшего картину художника.

Пользуясь различными вспомогательными средствами, одноглазый может создавать себе понятие о рельефе.

К числу этих вспомогательных средств (так называемые «вторичные факторы восприятия пространства») относятся:

1) линейная перспектива — кажущееся сближение более удаленных частей предмета (например, параллельные железнодорожные рельсы воспринимаются сходящимися у горизонта);

2) воздушная перспектива — далекие предметы в пейзаже представляются неясными и как бы окутанными синеватой дымкой (происходит это оттого, что толстый воздушный слой поглощает-лучи с большой длиной волны); 3) распределение светотеней на поверхности предметов, указывающее места, которые не получают прямого света; насколько светотени важны для восприятия одноглазыми рельефа, показывает опыт, в котором покрытая соответствующим образом тенями окружность воспринимается одноглазым как шар; 4) зрительный угол (видимые размеры), под которым видны знакомые по величине предметы и т. д.

Перечисленными вспомогательными средствами художники пользуются для создания в своих картинах ощущения рельефа и перспективы.

К ним следует добавить впечатление перспективы, создающееся изображением фигур второго плана выше фигур первого плана для того, чтобы сделать отдаление более заметным; впечатление глубины и в природе, и в искусстве возникает от сочетания линейной перспективы с высотой над горизонтом. Нужно считаться также с кажущейся деформацией углов, которая дает понятие о протяжении предмета в пространстве; так, четырехугольный стол кажется нам имеющим два острых и два тупых угла, хотя мы и знаем, что все углы стола прямые.

Помимо того, к вспомогательным факторам, вызывающим ощущение рельефа (третьего измерения), относится аккомодация, которая в грубых чертах дает представление о расстоянии, и передвижение глаз вместе с головой или телом в стороны, вызывающее кажущееся перемещение находящихся на различных расстояниях от нас предметов (явление параллакса). При этом кажется, что более отдаленные предметы перемещаются в ту же сторону, как и глаза, а более близкие — в противоположную.

Таким образом, одноглазый хотя и не может воспринимать рельеф и перспективу, но в состоянии получать о них достаточное для практической жизни представление. Ощущение выпуклости и вогнутости есть высшая степень бинокулярного зрения, которая возможна благодаря существованию расстояния между глазами, функции аккомодационно-конвергенцион-ного аппарата и добавочным (вторичным) факторам.

Процесс восприятия рельефа, глубины и перспективы связан с частичными нейтрализациями, которые устраняют из ощущения все бесполезное или вредное для его отчетливости

Бинокулярное зрение, основанное на тождестве сетчаток, ‘без конвергенции было бы невозможным. Когда мы фиксируем на «бесконечном» расстоянии, то зрительные оси, исходя от центральных ямок сетчаток и проходя через оптические центры глаз, становятся параллельными между собой. Тогда изображения фиксируемого предмета падают на обе fovea и сливаются, так как между ними существует корреспонденция. Если бы глаза продолжали сохранять это положение, а предмет начал бы к ним приближаться, то изображения его по закону гороптера стали бы падать на диспаратные пункты и двоиться.

Конвергенция, направляя зрительные оси на фиксируемый предмет, обеспечивает его изображениям совпадение с центральными ямками сетчаток на всем пути от бесконечности до ближайшей точки конвергенции.

При фиксации двумя глазами угол между зрительными осями становится тем больше, чем больше приближается к глазам фиксируемый предмет. Конвергенционные движения изменяют этот угол в соответствии с расстоянием. Поэтому конвергенционные движения получают значение движений, связанных с расстоянием.

«Определителем удаления предмета является опять упражненное мышечное чувство, соответствующее степени сведения зрительных осей».

Таким образом, конвергенция есть способность зрительного аппарата сводить зрительные оси на фиксируемом предмете, находящемся на любом расстоянии от глаз.

Конвергенция может быть произвольной (сведение зрительных осей по желанию), но главным образом она совершается рефлекторно для обеспечения одиночного видения объекта, находящегося на определенном или меняющемся расстоянии.

Если вызвать диплопию в горизонтальной плоскости при помощи не слишком сильной призмы, то раздражение двух диспаратных пунктов изображением одного и того же предмета заставит конвергенцию преодолеть призму и вновь слить изображения. Доказательством того, что речь при этом идет именно о конвергенции, служит почти полная невозможность преодолеть диплопию такого же происхождения в вертикальной плоскости.

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика