Анимизм

Одной из наиболее распространенных форм религиозных верований первобытных людей был анимизм. Анимизм (от лат. anima—душа) —это вера в то, что люди и окружающие их живые существа и неодушевленные предметы имеют «душу».

На ранних этапах существования религиозных верований люди наделяли сверхъестественными свойствами реальные предметы и явления окружающего мира. Постепенно начинают складываться представления о том, что у этих реальных предметов и явлений имеется как бы двойник: некое нематериальное подобие данного предмета или явления. Со временем этот двойник в представлении людей отделяется от самого предмета и превращается в самостоятельную сущность.

Появлению представлений о таинственном двойнике самого человека способствовало непонимание таких сложных явлений, как сон, сновидения, смерть. Во сне человек видел себя в другом месте, в другом положении. Пробудившись, он рассказывал окружающим об этом. Те утверждали, что тело спящего находилось здесь, среди них, что с ним ничего не происходило. Тогда возникал вопрос: как объяснить то, что спящему виделось во сне? Это стали объяснять тем, что во время сна имеющийся у человека двойник покидает тело и с ним приключается то, что снится спящему.

Если во время сна двойник только на время покидает тело, а затем вновь возвращается в него, то смерть стали рассматривать как явление, при котором этот двойник навсегда разлучается с телом. Но тогда возникал вопрос: что же дальше происходит с двойником? Пытаясь ответить на этот вопрос, люди стали представлять себе, что двойник продолжает жить самостоятельной, независимой от тела жизнью.

Душе стали приписывать обычные человеческие потребности в пище, одежде, удовольствиях. Загробный мир, куда направлялась душа после смерти тела, стали рисовать подобным земному миру. На первых порах с загробным миром не связывались представления о блаженстве для добродетельных глюдей и мучениях для нечестивцев, не было еще представлений о рае и аде. В связи с появлением представлений о душе и загробной жизни возникают и погребальные обычаи.

Постепенно люди стали думать, что душа есть не только у них, но и у животных, растений и даже у неодушевленных предметов. В результате весь мир оказался населенным всевозможными душами.

Сперва это были души конкретных предметов и существ: душа данного животного, растения или предмета. Но с развитием абстрактного мышления представление о душах начинает приобретать более обобщенный вид. Появляется вера в существование духа деревьев, ветра, воды, здоровья или болезней и т. д.

С появлением земледелия и скотоводства возникает поклонение духам природы: духу земли, солнца, грома, огня, растительности и др. Духам начинают приносить жертвы, иногда даже человеческие, с целью их задобрить, расположить к себе.

Вера в существование души и духа имеется во всех современных религиях. Согласно религиозным учениям, у каждого человека есть душа, которая в момент смерти покидает тело и продолжает жить самостоятельной жизнью в загробном мире. Бог в современных религиях мыслится как высочайший дух. Во всех религиях имеются и жертвоприношения с целью умилостивить, задобрить бога. Это всякого рода приношения в церковь, денежные пожертвования, свечи, которые ставят перед иконами, лампады, которые зажигают перед изображениями бога или святых, и т. д.

Все сказанное о первобытных формах религии дает полное право утверждать, что современные религии, несмотря на попытки их идеологов отмежеваться от грубых и примитивных форм религии далекого прошлого и представить ныне существующие религии как нечто «возвышенное», чуждое суеверий и колдовства, принципиально ничем не отличаются от первобытных форм религии. Все они включают в себя элементы фетишизма, магии, тотемизма, анимизма, хотя и не сводятся только к ним.

 

Оставить комментарий

Я не робот.

БЛОГ О ЗАРАБОТКЕ!
Статистика